Абонемент №2а (2023–24) «В гостях у оркестра»
Пушкинская карта
Малер. Симфония № 6
Густав Малер – крупнейший австрийский композитор и дирижёр конца XIX – начала XX вв., который в своё время не получил признания как композитор в полной мере. Но дирижёром его считали великим. Он был к тому же прекрасным пианистом, но не писал для фортепиано. Он был музыкальным руководителем во многих европейских оперных театрах, но не написал ни одной оперы. Им владела лишь одна идея – Симфония.
Его жанрами были те, которые встраивались в систему: симфонии, песни и вокально-симфонические циклы. Он стремится наполнить свои симфонии песенностью, а в вокальные циклы вставляет интонации, фразы из симфоний. Эти два жанра связаны между собой самым тесным образом.
Густав Малер говорил, что для него написать симфонию – значит, всеми средствами музыкальной техники построить мир.
В 1888 году появилась его Первая симфония, умер он, не успев закончить Десятую.
Современные Малеру критики писали (если собрать и обобщить содержание текстов), что главная тема его музыки – «сочувствие горестям большинства человечества, страдающего под игом стригущего купоны меньшинства».
«Что пленяет в его музыке? Прежде всего – глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проникал в самые сокровенные тайники человеческого сознания… Много можно говорить о Малере – великом мастере оркестра, на партитурах которого будут учиться многие и многие поколения». (Дмитрий Шостакович)
«Только спустя пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет мировых разрушений… мы можем, слушая музыку Малера, понимать, что она предсказывала всё это…» (Леонард Бернстайн)
Иван Иванович Соллертинский симфоническое творчество Малера называл грандиозной философской поэмой, в которой каждая часть вытекает из предыдущей.
Шестая симфония наполнена трагизмом. Но название «Трагическая» ей дал ни при написании, ни при исполнении, ни при первой публикации, как утверждают исследователи-музыковеды, не автор. А Бруно Вальтер, напротив, был уверен, что Малер говорил о ней как о своей «Трагической симфонии». И, действительно, слушая музыку, понимаешь, что содержание её трагично. Герой не смог найти положительного разрешения в борьбе самого тяжёлого типа – в борьбе со своим внутренним конфликтом. «Это потрясающая драма в звуках, титаническая борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе», – написал автору о своём понимании Симфонии известный голландский дирижёр Биллем Менгельберг.
В нашей программе свою трактовку Симфонии представит маэстро
Димитрис Ботинис с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. Поможет вникнуть в суть содержания симфонии лектор-музыковед Московской государственной филармонии
Ярослав Тимофеев.