19 марта на сцене Государственного концертного зала имени А. М. Каца состоялось долгожданное открытие XII Транссибирского Арт-Фестиваля! Концерт-открытие по традиции прошел при участии художественного руководителя фестиваля, народного артиста России Вадима Репина и постоянного партнера форума – Новосибирского академического симфонического оркестра. Приглашенным маэстро в этот вечер стал главный дирижер Шэньчжэньского симфонического оркестра Дае Линь (Китай).
Вечер открыла торжественная увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Вслед за ней прозвучала всероссийская премьера – сочинение современного китайского композитора Ли Шаошеня «Небесное видение».
Программа продолжилась необычным Концертным дуэтом для скрипки и контрабаса Боттезини. Его исполнили Вадим Репин и контрабасист-виртуоз Артем Чирков. На бис музыканты удивили зал искусной, наполненной юмором и очарованием импровизацией на тему «Венецианского карнавала» Паганини.
Второе отделение концерта было отдано сочинениям итальянского композитора Респиги – симфоническим поэмам «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима». Очередным сюрпризом для слушателей стало оригинальное акустическое решение – валторны, трубы и тромбоны звучали с балкона.
Открытие Фестиваля вызвало бурные овации у публики, зрители аплодировали артистам стоя и не хотели отпускать их со сцены.
Яркое событие в жизни Новосибирска – Сибирский оперный фестиваль Василисы Бержанской – подошел к своему завершению 18 марта на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В праздничном гала-концерте приняли участие звезды мировой оперы: Василиса Бержанская, Ильдар Абдразаков, Витторио Григоло, Салтанат Ахметова и Женисбек Пиязов. В сопровождении Симфонического оркестра Новосибирского государственного академического театра оперы и балета под управлением итальянского дирижера Пьетро Маццетти они исполнили сольные и ансамблевые номера из золотого фонда русской и зарубежной оперы: «Дон Жуана» и «Волшебной флейты» Моцарта, «Евгения Онегина» Чайковского, «Кармен» Бизе и многих других. Каждый номер становился захватывающей и увлекательной историей.
Вместе со звездами в концерте выступили лучшие участники образовательной программы фестиваля – Екатерина Бегунович и Элман Ханмурадов.
Праздничный вечер совпал с днем рождения маэстро Пьетро Маццетти. В его честь Ильдар Абдразаков исполнил знаменитую песню «Вдоль по Питерской», а Василиса Бержанская в дуэте с темпераментным Витторио Григоло вызвали бурный восторг у публики, спев итальянскую песню с джазовыми импровизациями.
Димитрис Ботинис и Новосибирский академический симфонический оркестр представили слушателям произведения начала и середины ХХ века. На сцене к коллективу присоединилась заслуженная артистка России Анна Макарова, которая исполнила Концерт для арфы с оркестром Альберто Хинастеры – виртуозное сочинение, раскрывающее все возможные приемы игры на этом инструменте. Во втором отделении программы прозвучало монументальное сочинение Густава Малера – Пятая симфония. Интерпретация маэстро Ботиниса вызвала восторженную реакцию публики – артистов несколько минут не отпускали со сцены.
У Ансамбля медных духовых «Сибирский брасс» весна началась с замечательного сюрприза – с 1 марта в состав коллектива вошла солистка Новосибирского академического симфонического оркестра Валерия Терёхина! Уже 14 марта состоялся первый концерт, в котором новая участница продемонстрировала слушателям свое мастерство. В программе прозвучали произведения разных жанров и эпох – публика насладилась сочинениями и композитора эпохи Возрождения Уильяма Берда, и аргентинца Астора Пьяццоллы, и по-новому интерпретированными произведениями Клода Дебюсси, Эдварда Грига. Были исполнены и популярные джазовые композиции – словом, все самое впечатляющее и заряжающее позитивной энергией!
Одна из ярчайших аккордеонистов-виртуозов Мария Власова (Москва) и Русский академический оркестр под управлением Рустама Дильмухаметова исполнили сразу две новосибирские премьеры на сцене Камерного зала филармонии – Концерт №4 для аккордеона с оркестром «Рифмы времени» Ефрема Подгайца и Триптих «Шабаш в Беневенто» для солирующего аккордеона и оркестра Александра Некрасова. В программе также прозвучали «Романтический концерт» для аккордеона с оркестром Михаила Броннера, Юмореска Кузьмы Бодрова и джазовые композиции. Почетными гостями в этот вечер стали композиторы Михаил Броннер и Александр Некрасов – они приветствовали зрителей со сцены концертного зала.
Артисты ансамбля «Маркелловы голоса» под управлением Игоря Тюваева представили обновленную версию легендарной оперы Генри Перселла «Дидона и Эней», которая впервые прозвучала в концертном холле Государственного концертного зала имени А. М. Каца. Барочная партитура была дополнена сочинениями Эрика Клэптона, Карла Дженкинса и рок-группы Coldplay – соотечественниками самого Перселла. Партию Дидоны исполнила ведущая солистка НОВАТа Ирина Новикова, партию Энея – солист ансамбля «Маркелловы голоса» Артур Маркаров. Вместе с коллективом выступили Ансамбль солистов «Новосибирская камерата», Елена Поповская (электропианино) и Дмитрий Ржаницын (перкуссия).
Filarmonica-квартет и лектор-музыковед Марина Якушевич вновь объединили лучшие поэтические и музыкальные произведения. В программе прозвучали творения мастеров, живших в разное время: Вивальди и Баха, Шуберта и, наконец, Шостаковича. Поэтическая часть вечера была сфокусирована на сочинениях трех композиторов Серебряного века: Цветаевой, Мандельштама и Ахматовой.
Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса и приглашенная солистка, лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Елена Таросян (Москва) представили программу, приуроченную к 150-летию со дня рождения Мориса Равеля. В этот вечер прозвучали не только знаменитые произведения французского музыкального импрессиониста – сюита для оркестра «Дафнис и Хлоя», рапсодия для скрипки и оркестра «Цыганка», Болеро – но и другие известные произведения композиторов с разных континентов: Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром Сен-Санса, Сюита №2 из музыки к драме «Арлезианка» Бизе, Фантазия на темы оперы «Кармен» для скрипки с оркестром Ваксмана. Программа концерта сочетала в себе светлую, лирическую и терпкую, страстную стороны.