Три сочинения, объединённые в одной программе накануне прекрасного праздника – встречи Нового года, нам представляется, как нельзя лучше соответствуют предновогоднему «симфоническому» настроению.
Поль Дюка и Клод Дебюсси – этих французских композиторов связывала дружба с консерваторских времён до последних дней жизни Дебюсси. Они родились с разницей в три года – Дюка в 1865, Дебюсси – в 1862. Дебюсси – самый яркий композитор-импрессионист, хотя он не любил этот термин. Он оказал значительное влияние на творчество Поля Дюка, но Дюка, при всём уважении к другу, не принял это удивительное и модное направление: размытые, невесомые краски были не в его духе. Как отмечал советский музыковед Юрий Кремлёв в рецензии на оперу Дюка «Ариана и Синяя борода», «Опера Дюка безусловно свидетельствовала о возникновении и закреплении школы дебюссизма. Вместе с тем, она резко отличалась от „Пеллеаса и Мелисанды” Дебюсси господством интеллектуализма и невозмутимости».
Дюка настолько критично относился к своему творчеству, что большую часть написанного безжалостно уничтожил. Пьеса «Ученик чародея» оказалась одним из немногих уцелевших сочинений. По форме это поэма. Автор обозначил её как «Скерцо по мотивам баллады Гёте». А Гёте в свою очередь заимствовал сюжет из старинных рассказов. Скерцо – значит шутка, и пьесе присущи все типичные черты жанра: быстрый темп, неожиданная смена музыкальных образов, искромётность, фантастичность, загадочность, юмор.
Клод Дебюсси вошёл в историю как яркий представитель импрессионизма в музыке. Будучи совсем молодым, он некоторое время был домашним учителем по фортепиано в семье Надежды фон Мекк, спонсора Петра Ильича Чайковского. Лето 1881 и 1882 он, «милый французик», как она его называла, провёл под Москвой, в её имении Плещеево. В доме Надежды Филаретовны Дебюсси познакомился с новой русской музыкой – Чайковского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, от которой был в восторге.
Вернувшись в Париж, Клод учится в Музыкальной академии, и строгие педагоги предостерегают его от стремления к поискам «странного и необычного». Как известно, в конце 80-х – начале 90-х годов в европейскую культуру с картинами французских художников пришёл импрессионизм, и это явление произвело на молодого Дебюсси очень сильное впечатление.
Профессора Академии замечают: «Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита, которое временами заставляет его забывать важность чёткости рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в произведениях искусства». Однако молодой композитор порывает с Академией, идёт своим путём и создаёт произведения, ни на что не похожие: прелюдию для оркестра «Послеполуденный отдых фавна» и симфоническую картину «Море».
Этой прелюдии суждено было стать своеобразным манифестом импрессионизма в музыке. Никакого драматического конфликта или борьбы, сюжета или динамичного развития действия – только мир природы с разнообразием его красок и образов, красоты молодости и южной неги.
«Море» – самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси, обозначенное автором как «три симфонических эскиза». Их исполнять надо только вместе, и это картина моря в разное время суток, моря спокойного и бурного, ласкового и грозного.
У каждого человека есть своя тайна,
была она и у итальянского композитора и скрипача Никколо Паганини.
«Моя тайна – не результат случая, это –
плоды длительной, изнурительной работы».
Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие её на слушателей было невероятно и необъяснимо, причём не только на обычных посетителей концертов, но и на таких мастеров, как Франц Шуберт и Роберт Шуман, Фридерик Шопен и Гектор Берлиоз, Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Лист говорил, что день, когда он услышал Паганини, переменил всю его жизнь. Романтический Концерт для скрипки с оркестром № 2 – кульминация творчества Паганини. В нём автор демонстрирует небывалую виртуозность, находит неповторимые мелодические краски, использует новые технические приёмы и инструменты. Концерт известен как «Кампанелла» – Паганини использует маленький колокольчик – ла кампанелла.
Концерт исполнит Андрей Баранов, победитель Международного Конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель, 2012), конкурсов скрипачей имени Бенджамина Бриттена в Лондоне и имени Анри Марто в Германии, лауреат более чем двадцати самых престижных международных конкурсов, включая конкурсы в Индианаполисе (США), Сендае (Япония), Сеуле (Южная Корея), UNISA (ЮАР), Давида Ойстраха, Лианы Исакадзе, Никколо Паганини (в Москве) и многих других.
За дирижёрским пультом – Иван Рудин, заслуженный артист России, лауреат многочисленных конкурсов. Он окончил Московскую консерваторию как пианист и Санкт-Петербургскую консерваторию как дирижёр. Выступал во многих городах России и других стран СНГ, в США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Австрии, Франции, Финляндии, Эстонии, Израиле, Турции, Японии, Китае, на Тайване. Его концерты проходили в Мариинском театре, Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармониях, Московском международном Доме музыки, токийском Сантори-холле, Берлинском и Венском концертхаусах, Берлинской филармонии, амстердамском Консертгебау, женевском Виктория-холле и на других известных сценах.
С 2017 года он – художественный руководитель-директор Московского государственного симфонического оркестра.
С 2022-го – генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье».
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)