Вебер, Вагнер, Лист – что-то связывает этих композиторов?
Известно, что увертюра предваряет оперу. А сама увертюра выросла из очень старой традиции, связанной с фанфарами. Когда-то, в 1607 году, фанфары по сюжету прозвучали в опере Монтеверди «Орфей». Это и была первая увертюра. Фанфарами призывали зрителей к началу любого представления – уличного, в театре, с музыкой, циркового. Сам термин утвердился во второй половине XVII века во Франции. Увертюра и есть «Начало», «Открытие». Постепенно устанавливается роль увертюры – она нужна для «обзора содержания» оперы. У Вагнера и Вебера она становится почти самостоятельной «инструментальной драмой».
Карл Мария фон Вебер – важнейшая фигура в немецком музыкальном театре. Его оперы, особенно «Эврианта», оказали значительное влияние на дальнейшее развитие жанра и стали настоящим источником идей для других композиторов, включая Вагнера. Но «Эврианта» выдержала первые 20 спектаклей и затем крайне редко ставилась из-за слабого либретто и продолжительности представления. А увертюра к опере до сих пор не сходит со сцены.
Вильгельм Рихард Вагнер – немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель – вошёл в историю музыки как величайший реформатор оперного искусства. Свои оперы-драмы он писал в основном на собственные либретто, основанные на мифологических сюжетах. Четыре оперы Вагнер объединил в тетралогию «Кольцо нибелунга», идущую три вечера: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Последняя опера тетралогии была написана в 1874 году. Всего композитор потратил на тетралогию более 30 лет.
Нельзя сказать, что оперы Вагнера пользуются популярностью у режиссёров-постановщиков (они идут в его Байройтском театре), – в отличие от симфонической музыки из его опер. Нидерландский перкуссионист и композитор Хенк де Флигер (родился в 1953, Роттердамскую консерваторию окончил в 1976) сочинил симфоническую фантазию «Кольцо нибелунга» на основе последовательного сюжета всех четырёх опер. Опера идёт 15 часов, а Фантазия – одно отделение концерта.
Ференц Лист до конца своих дней считал Вагнера гениальнейшим композитором и пропагандировал его творчество. Он и скончался, простудившись в Байройте, приехав на очередное оперное вагнеровское представление.
Наследие Листа огромно, и главное место в нём принадлежит сочинениям для его любимого фортепиано. Он написал два Фортепианных концерта. Именно в них он проявил себя гениальным реформатором пианизма и замечательным мастером оркестрового письма. Оба концерта были задуманы примерно в одно и то же время – ещё в 30-х годах, но по многу раз перерабатывались. Второй был написан в 1840 году и неоднократно редактировался автором до 1861 года.
Его исполнит «Королева русских пианистов» Екатерина Мечетина – так называет её российская пресса. Она родилась в Москве в семье музыкантов, окончила Московскую государственную консерваторию. Была стипендиатом фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, проходила стажировку в Париже. Лауреат семи международных конкурсов пианистов, среди которых конкурс имени Ф. Бузони в Больцано (Италия) и Всемирный конкурс пианистов в Цинциннати (США, I премия и Золотая медаль).
С 2007 года – солистка Московской филармонии. В её репертуаре более 60 концертов для фортепиано с оркестром, а также множество сольных и камерных программ.
Екатерина Мечетина удостоена Премии Президента России для молодых деятелей культуры, молодёжной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии Министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру». В 2021 году крупнейшим российским журналом «Музыкальная жизнь» была названа «Персоной года».
Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на радио «Орфей».
За пультом Димитрис Ботинис, победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижёров имени Антонио Педротти (Италия, (2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом Премии Президента России для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
В сентябре 2022 года принял предложение Новосибирского академического симфонического оркестра стать его художественным руководителем и главным дирижёром. Среди ярких событий прошедших сезонов – совместные выступления дирижёра и коллектива в концертных залах Мариинского театра, «Зарядье», Белорусской государственной филармонии и в Большом театре Беларуси. 100-летию А.М. Каца был посвящён большой гастрольный тур с концертами в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, а также на сценах Пермской краевой филармонии, Тюменской филармонии и Свердловской государственной академической филармонии.
С сентября 2024 года Маэстро – художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)