Величайший немецкий композитор Людвиг ван Бетховен написал только одну оперу – «Фиделио». «Леонора» № 3 – это одна из 4-х увертюр к этой опере. Сюжет основан на реальных событиях. В 1793 году драматург Жан-Николя Буйи, который служил комиссаром французского города Тура, поддержал жену узника, боровшуюся за освобождение мужа. Действие было перенесено в Испанию веком раньше. На его либретто сначала была поставлена в Париже опера Пьера Гаво «Леонора, или супружеская любовь», в 1804 году в Дрездене – «Леонора» Фердинандо Паэра. В конце 1803 года дирекция Венского театра предложила Бетховену немецкую переработку либретто под названием «Супружеская любовь, или Леонора», сделанную австрийским писателем и юристом, секретарём венских императорских театров Йозефом Зонлейтнером. К опере Бетховен написал две увертюры (первую не приняли друзья). Через три представления опера сошла со сцены, и в начале следующего года композитор её переделал. Срочно была написана третья увертюра, которая и исполнялась на премьере 29 марта 1806 года в венском театре «Ан дер Вин». Но и в этот раз опера шла только два раза. Когда оперу восстановили в репертуаре, она уже шла с новой увертюрой Бетховена. Те три, а особенно третья, стали самостоятельными сочинениями. А опера получила название «Фиделио». Почему? Потому что под именем Фиделио скрывалась та храбрая женщина, которая спасла своего мужа Флорестана.
«Тристан и Изольда» – не просто опера – её называют памятником великой любви Вагнера. Когда Вагнер вынужден был уехать из Дрездена в Швейцарию, он оказался нищ и одинок, и помогал ему материально в этот тяжёлый период банкир Везендонк. Рихард глубоко увлёкся его молодой женой Матильдой. Она ответила взаимностью, но не решилась оставить мужа и троих детей.
В декабре 1854 года у Вагнер решил написать оперу на сюжет средневековой легенды, который оказался очень близок его собственной ситуации. Рыцарь Тристан и принцесса Изольда случайно из одного кубка пьют вино, предназначавшееся для Изольды и её жениха, короля Марка, дяди Тристана. После этого молодые люди не в силах противостоять страсти, преодолевают множество препятствий, которые им устраивает король. Тристан находится в Ирландии, Изольда в Корнуэльсе. Она предчувствует беду и разлуку. И, действительно, в одном из боёв Тристан оказывается смертельно ранен. Он посылает за любимой верного корабельщика. Интриги мешают замыслу Тристана встретиться в последний час с возлюбленной. Она рыдает над телом Тристана и тоже умирает, не в силах жить без него.
Уже очень известный композитор даже не предполагал, что эту оперу не захотят взять разные театры. Ему пришлось ждать шесть лет до премьеры. А пока ждал, он знакомил публику с отдельными фрагментами своего сочинения. Так он объединил увертюру и финал оперы: Вступление и «Смерть Изольды». Последняя сцена представляет собой монолог главной героини над телом возлюбленного. Для неё Любовь и Смерть нераздельны. Авторское название «Liebestod» – «Смерть в любви». В партитуре сохранена вокальная партия Изольды с текстом. В нашей программе «Смерть Изольды» с партией солистки исполняется впервые. Это сделает Ольга Терентьева, лауреат многих международных и всероссийских конкурсов. Она закончила Российскую академию музыки им. Гнесиных (вокальный факультет и ассистентуру-стажировку по специальности «сольное пение»).
С 2003 года Ольга – ведущая солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова.
Девятая симфония Франца Шуберта – её называют «Большая» – одно из замечательных симфонических творений в мировой музыке. Написана она композитором, которого называли гениальным ещё его современники. Он пережил Бетховена всего на один год, но его стиль так отличается от бетховенского, как будто это другая эпоха. Шуберт стал первым представителем романтизма в музыке. Главным для него был интерес к обычному человеку, он в музыке показывал «переживания и скорби, как их чувствуют большинство людей.»
В его творчестве главенствует мелодия, колорит, красочность, гармония; огромное место занимает песня. Медленные части симфоний он часто строил на вариационном развитии собственных песен.
Девятую симфонию через десять лет после смерти Шуберта, в 1838 году нашёл среди бумаг брата покойного Роберт Шуман. Рукой композитора было написано – март 1828. Первое исполнение состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру настоящего Шуберта-симфониста. «Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения», — так отзывался об этой симфонии Чайковский.
Симфонию, как и остальные произведения программы, Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит под управлением Фреда Бутткевица, дирижёра, лишь в 2015 году переехавшего в Россию из Германии со своей русской супругой. Он родился в 1951 г. в Берлине, работал в Берлинском симфоническом оркестре, выступал как солист-гобоист в программах немецкого телевидения. Духовой квинтет, участником которого он был восемь лет, получил первый приз на студенческом конкурсе, проходившим в 1970 году в Москве. С того времени Бутткевиц занимается исключительно дирижированием. Он дирижировал в Берлине, Лейпциге, Дрездене, в Ленинградской филармонии, в Токио, Вильнюсе, Белграде и был главным дирижёром разных немецких оперных и симфонических оркестров. В 2019 и 2021 Бутткевиц успешно дирижировал оркестром Донецкой филармонии.Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)