Леонард Бернстайн - один из самых выдающихся музыкальных деятелей США. Родители Бернстайна до эмиграции в США жили на Украине, неподалеку от Ровно. Леонард родился в 1918 году в городе Лоренс, штат Массачусетс, а вырос в Бостоне. Он учился в лучших учебных заведениях США. главным событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким.
Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра .Счастливый случай положил начало блистательной дирижерской карьере Бернстайна: он заменил внезапно заболевшего всемирно известного дирижёра Б. Вальтера. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, выступил перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.
Третий мюзикл Бернстайна «Кандид» (1956) по одноименному роману Ф. Вольтера сначала успехом не пользовался - сюжет показался публике непривычно желчным и циничным.
Но в начале 1970-х произошло возобновление многих классических произведений американского музыкального театра, среди которых оказался и «Кандид».В сезоне 1973 - 1974 года он выдержал 740 представлений, тогда как первая постановка 1956 года прошла на сцене лишь 73 раза.
Американский композитор Сэмюэл Барбер родился в 1910 годув Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Кстати, он учился в том же Институте Кёртиса (Филадельфия) что и Л. Бернстайн, где в течение девяти лет занимался игрой на фортепиано, пением и композицией, а также брал уроки дирижирования у Ф. Райнера.
В первых композиторских опытах явственно слышится симпатия к романтическим традициям, позднее Барбер перешёл к некоторым элементам неоклассицизма. Но природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая, лирическая. Именно поэтому его так и не привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке 20 в. Барбер предпочел им выразительные средства 19 в.,
Одно из самых известных сочинений, принесших ему мировую славу - Адажио для струнного оркестра.
Довольно необычна история создания Скрипичного концерта. Один известный американский промышленник заплатил Барберу 1000 долларов, чтобы он написал Концерт для его сына-скрипача. Но результат не устроил этого исполнителя. Он даже пытался вернуть уже потраченные Барбером деньги.
В конце концов состоялась официальная премьера 7 февраля 1941 года в Филадельфийской академии музыки с Албертом Шпэлдингом и Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди.
Клод Дебюсси - наиболее яркий представитель импрессионизма в музыке. Родился в 1862 году в Сен-Жермен-ан-Ле (пригород Парижа) в семье мелкого торговца. В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм, по существу, имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. Других французских композиторов ( Дюка, Шмитт, Обер, Кеклен) можно причислить к импрессионизму с большими оговорками.
Этот стиль проявляется в тяготении к поэтическому одухотворенному пейзажу: близость к природе, ощущения, возникающие при восприятии красоты неба, моря, леса, способны по мысли Дебюсси, возбудить фантазию композитора, взывать к жизни новые звуковые приемы.
«Море» — самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси, хотя и обозначенное автором как «три симфонических эскиза». Это части единого целого и не могут исполняться по отдельности. Не случайно некоторые исследователи считают «Море» симфонией, состоящей из медленной части, скерцо и финала.
Импрессионистские черты музыки мы находим и у французского композитора Мориса Равеля (род. в 1875) в его знаменитом цикле фортепьянных пьес «Отражения», который он написал в 1905 году, когда импрессионизм как стиль уже исчерпывал себя, хотя самому Равелю предстояло еще достичь своей вершины в этой сфере через семь лет — при создании балета «Дафнис и Хлоя».
В четвёртая пьесе цикла «Альборада» (полное название «Alborada del gracioso» — «Утренняя серенада шута») —Равель обратился к испанской тематике. Это одно из лучших претворений испанской темы, столь излюбленной в музыке импрессионистов.
Пьеса существует в двух редакциях — фортепианной (1905) и оркестровой (1912)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)