Франк. Симфоническая поэма «Проклятый охотник» (Первое исполнение в Новосибирске)
Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2
Франк. Симфония ре минор
Французский композитор Сезар Франк родился в Бельгии. Гражданином Франции стал накануне своего 50-летия в 1871 году. Сразу стал одним из основателей Национального музыкального общества, созданного для популяризации французской музыки. Но когда в 1886 году Общество раскололось из-за того, что музыку нефранцузских композиторов перестали включать в программы, Франк стал бороться за то, чтобы исполнялась музыка композиторов независимо от страны их проживания наряду с отечественными французскими.
Он с почтением относился к творчеству Баха, Бетховена, Листа. Долго не мог принять музыку Вагнера. Анри Дюпарк, ученик Франка, настойчиво уговаривал учителя слушать и глубоко изучать оперы Вагнера. В результате Симфония ре минор была посвящена Дюпарку.
Вообще-то Сезар Франк написал две симфонии, но свою первую даже не стал издавать – он очень придирчиво относился к тому, что выходило из-под его пера. Далеко не сразу начал сочинять следующую. Писал много в разных жанрах, получил признание и, наконец, приступил к воплощению замысла Второй, который его стал занимать в 1886 году. В 1888 году Симфония была завершена. Премьера состоялась в Парижской консерватории 17 февраля 1889 года под управлением Жюля Гарсена. Отзывы современников были неоднозначны, но впоследствии её оценили по достоинству. Она очень отличалась от других хотя бы потому, что была не четырёхчастной, а трёхчастной, и внутри частей кульминации наступали не по привычным канонам.
Симфоническую поэму «Проклятый охотник» Франк написал в 1882 году, уже признанным мастером, по балладе Готфрида Августа Бюргера. Граф Рейнский воскресным утром отправляется на охоту вместо церковной службы и, вопреки предостережениям ангела, следуя наущению дьявола, уничтожает посевы и мирные стада на своём пути. Его настигает божий гнев, обрекающий охотника на вечную скачку вплоть до Страшного суда.
Несмотря на то, что Франк написал программу поэмы, он не следовал сюжетной линии баллады, а передал содержание в общих чертах. Это сочинение – типа поэм Листа, Сметаны, Р. Штрауса. Считается, что Бюргер подчеркнул социальные, антифеодальные мотивы, но у Франка это прежде всего яркая картина событий, происходящих с графом.
Мы должны быть благодарны случаю за то, что можем слушать Второй фортепианный концерт Камиля Сен-Санса. Композитора связывала творческая дружба с Антоном Рубинштейном, русским пианистом, дирижёром, педагогом, композитором, братом, возможно, более известного Николая Рубинштейна. С Антоном Сен-Санс не раз выступал как дирижёр. Музыканты решили поменяться ролями: чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн – как дирижёр. Первый концерт уже был посвящён пианистке Мари Жаэль. Сен-Санс решил написать следующий. Оказалось, что парижский зал Плейель будет свободен уже через месяц, а потом – в отдалённом будущем. Концерт был написан всего за 17 дней, и 13 мая 1868 года впервые исполнен. Современники писали, что Сен-Санс не успел в полной мере отрепетировать сольную партию и остался не вполне доволен премьерой. Что вполне естественно.
В нашей программе Концерт исполнит блистательная Екатерина Мечетина, «королева русских пианистов», как её называет российская пресса. Екатерина Мечетина удостоена Премии Президента России для молодых деятелей культуры, молодёжной премии «Триумф», независимой премии «Парабола» Фонда имени Андрея Вознесенского, Премии министерства иностранных дел РФ и фонда «Российские музы – миру». Награждена почётным знаком Республики Саха (Якутия) «За укрепление мира и дружбы» (2015). В ноябре 2017 года стала лауреатом Международного культурного фестиваля «Русский Рим» в номинации «За продвижение культуры в мире в области музыки». В 2016 году удостоена почётного звания «Заслуженный деятель музыкального искусства», в 2018 году – звания «Заслуженная артистка России».
В 2021 году крупнейшим российским журналом «Музыкальная жизнь» была названа «Персоной года».
С 2013 года – президент Международного молодёжного фестиваля искусств «Зелёный шум» (Сургут), с 2021-го – художественный руководитель фестиваля «Притяжение музыки» (Республика Татарстан, Нижнекамск, Альметьевск).
Автор передач «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука с Екатериной Мечетиной» на радио «Орфей».
За пультом – Антон Шабуров, с 2021 года художественный руководитель и главный дирижёр Ростовского академического симфонического оркестра.
В 2017–2020 годах он занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск).
В 2022 году Антон Шабуров дирижировал Симфоническим оркестром «Новая Россия» на Международном конкурсе имени С.В. Рахманинова в номинации «Композиция».
С 2017 года – постоянный приглашённый дирижёр Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток). Дирижировал симфоническим оркестром Приморской сцены на III Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» (2018, Владивосток).
В марте 2019 года Филармонический оркестр города Тыргу-Муреш (Румыния) избрал Антона Шабурова своим главным приглашённым дирижёром.
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Сергей Батенёв, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Семен Завьялов, флейта-пикколо
Иван Шиханов, флейта
Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов