Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Сергей Михайлович Слонимский, композитор и педагог, автор огромного списка публикаций о музыке и музыкантах, наставниках и современниках и наш современник – он родился в Ленинграде в 1932 году и умер в Санкт-Петербурге в 2020 году. Он народный артист РСФСР и лауреат различных премий, в том числе Государственных премий РСФСР и РФ и замечательной премии – Царскосельской художественной «За осмысление российской истории в музыкальных произведениях».
Слонимский – автор 8-ми опер, Реквиема, 2-х балетов, 11-ти концертов для различных инструментов с оркестром, симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных, органных, вокальных и хоровых произведений, музыки к кинофильмам и 34-х симфоний. Двадцать третья симфония – это симфония, которую до маэстро Альтшулера никто не исполнял. «Сергей Михайлович дарил мне свои партитуры – и обязательно с автографами, – говорит дирижёр. – В 2019 году он показал мне 23-ю симфонию, которую прежде никто не решался исполнять – и я взялся её сыграть. Вскоре Слонимский преподнёс мне экземпляр партитуры, в котором значилось, что Симфония посвящена мне. Конечно, я был очень тронут».
«Каждое новое произведение Слонимского – это открытие, откровение. Поражаешься мастерству художника, умеющего в зависимости от избранной темы, эпохи, характера персонажа быть таким интонационно и стилистически разным и в то же время всегда оставаться самим собой, – отмечала музыковед Татьяна Бершадская. Сергей Сергеевич Прокофьев, великий российский композитор, пианист и дирижёр, во времена своей юности умел удивить и соучеников по Петербургской консерватории и педагогов. Недаром его называли «enfant terrible» и «человеком крайностей». Первая, «Классическая» симфония и Первый фортепианный концерт – как раз пример таких крайностей. На выпускном экзамене Прокофьев сыграл Концерт, предварительно «опробовав» его на публике в Москве двумя годами раньше, когда он был написан. «Весной 1914 года, в возрасте 23 лет, я окончил консерваторию по фортепиано и дирижёрству. Если к плохому качеству композиторского диплома я отнёсся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», – писал в своей «Автобиографии» Прокофьев. –Большую роль играло спортивное начало в связи с премией имени Рубинштейна…Я выбрал не классический концерт, а свой. Концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился». Выбор молодого и дерзкого автора был правильный. Он получил премию!
В нашей программе Концерт исполнит также молодой, очень талантливый пианист – Арсений Тарасевич-Николаев. Он родился в семье музыкантов. Его бабушка – известная советская пианистка и педагог Татьяна Петровна Николаева.
Арсений окончил Московскую консерваторию в классе народного артиста РСФСР профессора Сергея Леонидовича Доренского. Ещё во время учёбы он стал лауреатом многочисленных престижных конкурсов. Из последних конкурсных достижений – II премия и серебряная медаль Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022). Арсений гастролировал по всему миру. Сейчас он выступает с лучшими оркестрами России под управлением самых знаменитых дирижёров.
Третья симфония Сергея Васильевича Рахманинова написана, пожалуй, в самые спокойные годы последнего периода творчества, в уютном новом доме, построенном на приобретённом в 1930 году участке земли в Швейцарии недалеко от Люцерна. Рахманиновы с любовью обустраивали усадьбу, название которой сложилось из первых слогов и букв их имён: СЕНАР (жену звали Наталья). В 1939 году, пытаясь убежать от войны, Рахманиновы ненадолго покидают Сенар, но оказалось, навсегда…
Творчество Рахманинова совершенно особенное, и одним словом его стиль не определить. Особенно это относится к зарубежному, позднему периоду жизни. Этот стиль вобрал в себя все тенденции времени: традиции русской музыки и джаза, знаменного распева и эстрады, песенность и жёсткую токкатность, и при этом он ни на что не похож. Такова Третья симфония. В симфонии главенствует тема любви, и это – любовь к России, о которой композитор помнил всю жизнь, и о которой не смог забыть, несмотря на страдания и потери, пережившие им и его поколением.
Владимир Абрамович Альтшулер – дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы. Он пришёл в коллектив в 1969 году артистом группы альтов. Его дирижёрский дебют состоялся в 1984-м.
Репертуар Владимира Альтшулера поражает широтой диапазона: от баховских клавирных концертов до музыки Шостаковича к кинофильмам, от вальсов и полек И. Штрауса до сочинений Пендерецкого и Лютославского. Он исполнил огромное количество премьер, в том числе современных композиторов. Это относится и к нашей программе.
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Берг. Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела»
Малер. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Даниил Коган, скрипка (Москва)
Анна Денисова, сопрано (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Семен Завьялов, флейта-пикколо
Иван Шиханов, флейта
Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Таросян, скрипка (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Таросян, скрипка (Москва)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Кастельнуово-Тодеско. Концерт №1 для гитары с оркестром
Мийо. «Бразильера» из сюиты «Скарамуш»
La Cucaracha
Абреу. Тико-тико
Родригес. Кумпарсита
Родриго. Аранхуэсский концерт (Adagio)
Пьяццолла. Libertango
Рамирес. Паломничество
Сежурне. Лоза
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Тамара Тарновская, арфа
Ирина Изаксон, арфа
Станислав Торский, ударные
Дмитрий Храмов, ударные
Валерия Терёхина, ударные
Александр Паршаков, гитара (Новосибирская специальная музыкальная школа)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Ли Шаошень. «Сновидение неба»
Боттезини. Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса с оркестром
Респиги. Симфонические поэмы «Фонтаны Рима», «Пинии Рима»
Брамс. Концерт для скрипки с оркестром
Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
«Симфонические танцы»
Новосибирский академический симфонический оркестр Кристоф Барати, скрипка
Ева Геворгян, фортепиано
Дирижер – Сесар Альварес
Бернстайн. Увертюра к мюзиклу «Кандид»
Серенада для скрипки, струнного оркестра, арфы и ударных
Стравинский. Музыка балета «Петрушка»
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Милюков, скрипка
Дирижер – Федор Безносиков
Мендельсон. Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание»
Вебер. Концерт № 1 для кларнета с оркестром
Бетховен. Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (I часть)
Новосибирский академический симфонический оркестр Данила Ефремов, кларнет
Юлия Боброва, скрипка
Юлия Иванова, виолончель
Валерия Мугатасимова, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Батенев, фортепиано (студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки)
Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов