Вагнер. Вступление к опере «Парсифаль»
Р. Штраус. Концерт для валторны с оркестром № 2
Прокофьев. Симфония № 3
Планируется онлайн-трансляция
«Парсифаль» для Рихарда Вагнера – это не просто его последняя опера. Интерес к теме Грааля возник у него намного раньше, ещё во время работы над «Лоэнгрином». Вагнер постоянно думал о необходимости поведать миру тайну Святого Грааля – музыкой. Есть глубокая связь между фигурой Рихарда Вагнера и тем духовным движением, которое называют Теософией. (Богомудрие, от греч. θεός – бог и σοφία – мудрость, учение о Боге, мире и человеке). Один из постулатов: в царстве растений и богов царят невинность и целомудрие, а в животном и человеческом царстве господствует вожделение. Когда в будущем исчезнут все желания и вожделения, раскроется чаша подобно чаше растения, в которую войдёт солнечный луч, и обратится она вниз на человека. Тогда очищенная сила человека соединится с чашей. С чашей Святого Грааля.
Парсифаль сделал так, что искупление свершилось.
Второй концерт Рихарда Штрауса для валторны с оркестром – это посвящение его отцу. Штраус-младший написал всего два концерта для валторны, оба в Ми-бемоль мажоре – удобная тональность, и разница между сочинениями – 60 лет. После первого обращения к этому жанру Штраус-старший поучал сына: «Дорогой Рихард, пожалуйста, когда сочиняешь, старайся, чтобы произведение звучало мелодично, не было слишком трудным и не отдавало пианизмом». Второй концерт, как и Первый, написан в классической традиции с традиционным чередованием частей, темпов и тональностей. Но несмотря на классичность, автор обращается к эстетике прошлого с точки зрения человека, пережившего смену XIX и XX веков. Поэтому произведение, считают некоторые искусствоведы, можно было бы назвать постмодернистским.
Третья симфония Сергея Сергеевича Прокофьева произвела впечатление на публику, даже искушённую, такое, что достаточно прочитать отзыв Святослава Рихтера: «Она подействовала на меня как светопреставление. Прокофьев использует в Симфонии сверхинтенсивные средства выражения. В третьей части, скерцо, струнные играют такую отрывистую фигуру, которая как бы летает, точно летают сгустки угара, как если бы что-то горело в самом воздухе.»
Нотный издатель и дирижёр Сергей Кусевицкий сказал, что это симфония –величайшая со времён Шестой симфонии Чайковского.
Эта программа, хотя и не из абонемента «Главный приглашает», может пройти под тем же девизом: маэстро Димитрис Ботинис приглашает: и тех, кто годами посещает абонементы Академического симфонического оркестра, и тех, кто специально или случайно пришёл в наши концертные залы послушать, что же исполняется в самых серьёзных программах? Вы не будете разочарованы: симфоническая музыка в исполнении маститых и молодых и более того – очень молодых музыкантов вовлечёт вас в мир, который вы захотите узнать лучше. Александр Афанасьев, который исполнит Концерт для валторны, родился в 1986 году, но уже завоевал множество первых премий на международных конкурсах. Летом 2023 года Александр вошёл в состав жюри самого престижного мирового конкурса им. Чайковского.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро