Альбан Берг и Густав Малер – композиторы одной эпохи, жившие и пишущие музыку практически в одно время: Берг родился всего на 15 лет позже Малера – они композиторы конца XIX – начала XX вв., времени очень своеобразного в истории музыки.
Завершая век романтизма, Густав Малер оказался предвестником многих явлений музыки ХХ столетия: сочинений Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Артура Онеггера, Бенджамина Бриттена, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вопросы к самому себе Малера: «Для чего ты жил? Для чего страдал?», осознание своей роли во Вселенной, оказались важными и для композиторов, идущих вслед Малеру.
Надо отметить, что его наследие поражает жанровым ограничением. Ни одной оперы, хотя он был выдающимся оперным дирижёром и имел в своём распоряжении первоклассные оперные труппы. Ни одного фортепианного сочинения, хотя, по свидетельству современников, он был превосходным пианистом. Только симфонии и песни. Симфонии – грандиозные полотна, страстные речи, обращённые ко всему человечеству, а песни – личный дневник композитора, которые «вросли» в его симфонии, и благодаря демократизму которых он и мог обратиться к массам людей.
На рубеже столетий понимание человеческой индивидуальности как высшей ценности всего мироздания переживало глубокий кризис. У Малера было и обращение к человечеству, и стремление проникнуть в глубину переживаний отдельного человека. То же было и у Альбана Берга.
Сущность Четвёртой симфонии Малера заключается в его понимании жизни после смерти, восхождении к следующему, высшему состоянию. Концерт Берга «Памяти ангела» посвящён памяти юной девушки, дочери вдовы Малера Альмы от второго брака. Он заканчивается просветлённой темой хорала Es ist genug из духовной кантаты № 60 И.С. Баха, и супруга Берга пишет: «Мы не должны печалиться: Господь пожелал взять её, и сейчас она – ангел».
Концерт Альбана Берга для скрипки с оркестром, который носит посвящение «Памяти ангела», исполнит Даниил КОГАН, внук великих скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс, племянник знаменитого дирижёра Павла Когана. Он с честью носит свою фамилию: с отличием в 2011 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории и поступил в консерваторию в класс профессора Майи Глезаровой. С 2020 года начал в ней преподавать. Он лауреат престижных международных конкурсов, а главное – в 2023 году стал обладателем третьей премии на 17-м международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Даниил выступает с самыми известными оркестрами, участвует в исполнении камерной и современной музыки. Этот репертуар включает в себя произведения разных эпох, в том числе только что сочинённые. Так в 2022 году скрипачом осуществлено премьерное исполнение в России Седьмой, посмертной, сонаты Изаи, в сезоне 2023/24 прошла российская премьера Скрипичного концерта Бернда Алоиза Циммермана.
Анна ДЕНИСОВА, исполняющая сольную партию в финале Симфонии Малера, родилась в 1989 году в Амурской области. Училась в Хабаровске в детской школе искусств № 7 и колледже искусств на отделении сольного академического вокала. Затем в Санкт-Петербургской государственной консерватории и в ассистентуре-стажировке на отделении оперного пения в классе С.В. Горенковой. Анна – лауреат и дипломант множества престижных международных конкурсов. Она ведёт активную концертную деятельность. Сотрудничала с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Риккардо Шайи, Кирилл Петренко, Юстус Франц, Томас Зандерлинг, Фабио Мастранджело и другие. Гастролировала с труппой Мариинского театра в Баден-Бадене (Германия), Шанхае и Харбине (Китай), Любляне (Словения). Пела на сценах Лионской оперы, Берлинской филармонии, дебютировала в Ла Скала в спектакле «Борис Годунов» в 2022 году.
Димитрис БОТИНИС, художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра с сентября 2022 года.
Среди ярких событий прошедших сезонов – совместные выступления дирижёра и коллектива в концертных залах Мариинского театра, «Зарядье», Белорусской государственной филармонии и в Большом театре Беларуси. 100-летию А.М. Каца посвящён большой гастрольный тур с концертами в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве, а также на сценах Пермской краевой филармонии, Тюменской филармонии и Свердловской государственной академической филармонии.
С сентября 2024 года – художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса симфонических дирижёров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом Премии Президента России для молодых деятелей культуры за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Турыгин, саксофон
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)