Три композитора, оставившие свой неповторимый след в истории зарубежной музыки конца XIX – первой половины века ХХ, объединены в этой программе.
Это датский композитор Карл Нильсен, которого считают основоположником современной датской композиторской школы; один из самых обаятельных композиторов Франции XX столетия, как называли его друзья, Франсис Пуленк; англичанин Густав Холст, единственный в истории музыки композитор, написавший в честь планет целую астрологическую сюиту.
Карл Нильсен родился и вырос на острове Фюн в Дании с центральным городом Оденсе в семье профессионального маляра, играющего в свободное время на скрипке и корнете. В семьях немузыкантов обычным делом было обучение детей игре на разных музыкальных инструментах. В восемь лет Карл взял в руки скрипку и начал сочинять музыку. Он вспоминает о своём детстве: «Всё на Фюне отличается от остального мира, и тот, кто прислушается, поймёт это».
Профессиональная работа Карла началась в 14 лет в полковом оркестре, где он играл на тромбоне. Потом, благодаря благотворительности жителей Оденсе, юноша поступил в консерваторию в Копенгагене. Окончив её, работает в оркестре Королевской оперы, бывает на гастролях оркестра в разных европейских странах, знакомится с известными композиторами и деятелями культуры, пишет первое масштабное произведение – Первую Симфонию, которая открывает внушительный список сочинений, кроме симфоний, в жанрах оперы, хоровой музыки светской и духовной, инструментального концерта, камерного ансамбля. Он увлекается археологией (его жена, скульптор – специалист по греческому искусству) и после путешествия в Грецию пишет небольшую концертную увертюру «Гелиос», изображающую восход и закат солнца над Эгейским морем. Название увертюра получила в честь мифического бога солнца.
Франсис Пуленк, напротив, родился в семье преуспевающего совладельца крупной фармацевтической компании. Мальчику прочили будущее, связанное с бизнесом. Ему не разрешили поступить в музыкальный колледж. Но став довольно взрослым, после учёбы в обычном колледже для детей богатых родителей, он частным образом выучился игре на фортепиано у знаменитого Рикарда Виньеса, который стал ему другом и наставником после смерти родителей. Пуленк сделался выдающимся пианистом.
Благодаря Виньесу Франсис познакомился с Жоржем Ориком и Эриком Сати, узнал, что такое современная музыка, и сам начал писать. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью.Наследие композитора составляет около 150 произведений. В их числе четыре концерта для фортепиано, в том числе один хореографический и один для двух фортепиано с оркестром.
До-диез-минорный Фортепианный концерт написан по заказу Бостонского симфонического оркестра как символ восстановления отношений между Францией и США после Второй мировой войны. Пуленк включил в финал фрагмент музыки Фостера из кинофильма «Свани ривер» в знак примирения двух стран.Концерт исполнит молодой пианист Александр Ключко, лауреат I премии и обладатель специального приза I Международного конкурса пианистов, дирижёров и композиторов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022). До 2022 года он становился лауреатом международных конкурсов, числом около 20-ти.
Густав Холст родился в Челтнеме (Глостершир) в семье музыкантов. Отец был органистом, хормейстером Церкви всех святых в своём городе и пианистом. Мать была также профессиональной пианисткой. Любопытно, что прадед Густава, немец, был уроженцем Риги и служил арфистом при Императорском русском дворе в Санкт-Петербурге. Густава учили играть на фортепиано и скрипке, а в 12 лет он сам начал учиться игре на тромбоне. Считалось, что игра на духовых инструментах снимает приступы астмы, которой страдал мальчик. В юности он испытал сильное влияние музыки Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса. Позже его собственное творчество оказало влияние на многих английских композиторов, в том числе таких, как Майкл Типпет, Бенджамин Бриттен, Ральф-Воан Уильямс.
Холстом написано внушительное количество произведений в разных жанрах, но, пожалуй, самое известное его сочинение – сюита для оркестра «Планеты».
Идея «Планет» – не астрономическая, как может показаться, а астрологическая. В последней части используется хор, что придаёт особую окраску образу планеты Нептун. К некоторым частям сюиты написали стихи и комментарии современные поэты Вячеслав Астролябов и Аарон Котляр.
За пультом Арсентий Ткаченко, художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского филармонического камерного оркестра. Он выпускник государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова (класс профессора Владимира Понькина), лауреат многих престижных музыкальных конкурсов, в том числе Третьего всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров имени Ильи Мусина. Ткаченко работал в Московском театре мюзикла, Калужском молодёжном симфоническом оркестре, Московском государственном симфоническом оркестре. Он второй дирижёр Национального филармонического оркестра России, сотрудничает с оркестром «Виртуозы Москвы», Госоркестром России, с лучшими солистами России.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)