Шостакович. Праздничная увертюра
Мусоргский. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл (орк. Д. Шостаковича)
Брамс. Симфония № 4
Планируется онлайн-трансляция
«Праздничная увертюра» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича откроет программу концерта нового абонемента оркестра, абонемента Главного – «Димитрис Ботинис приглашает».
Очень часто композиторы сочиняют музыку «по заказу», а она остаётся в памяти слушателей и в репертуаре исполнителей как замечательные и любимые произведения.
В 1954 году Шостакович был зачислен в Большой театр консультантом по музыкальным вопросам. Приближался октябрь, 37-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции. Дирекция театра попросила Дмитрия Дмитриевича написать по этому поводу что-то яркое, торжественное, краткое и соответствующее масштабу события – получалось, концертную увертюру.
Шостакович со всей серьёзностью отнёсся к заказу и приступил к работе немедленно, так как времени на сочинение ему дали… три дня.
Каждый час к композитору приходил курьер, забирал страницы и относил переписчикам театра, чтобы подготовить оркестровые партии к исполнению.
6 ноября 1954 года в Большом театре под управлением главного дирижёра Александра Мелик-Пашаева увертюра была исполнена.
«Песни и пляски Смерти» Модеста Петровича Мусоргского были написаны в тяжёлое для него время – время потерь близких людей, разлада с друзьями и одиночества.
Мусоргский был очень впечатлительным человеком, и картины Василия Верещагина, в которых изображались ужасы войны, окончательно привели композитора к мысли написать что-то подобное этим картинам. В это время он познакомился с графом Голенищевым-Кутузовым, поэтом, почётным академиком Академии наук, который написал балладу по картине Верещагина «Забытый», и план цикла для голоса в сопровождении фортепиано окончательно сложился. Автором текстов стал Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов. В окончательном варианте цикла осталось четыре песни, первые из которых Мусоргский объединил для себя под названием «Она», то есть Смерть.
Что такое смерть? Зло или благо? Этот вопрос волновал человека издавна, и Мусоргский не был исключением.
Редакцию и оркестровку цикла осуществил Дмитрий Дмитриевич Шостакович . В этом виде «Песни и пляски Смерти» впервые были исполнены в 1962 в Горьком.
В нашей программе «Песни» исполнит блистательная Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, приглашённая солистка Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета. Победительница и обладатель приза зрительских симпатий пятого сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура» (2017) и лауреат премии «Онегин» в номинации «Фаворит» (2021).
Иоганнес Брамс. Четвёртая симфония
Это последняя, самая совершенная из его симфоний. Но неожиданно для автора, она такой не показалась его друзьям, и он не ждал успеха у публики. И ошибся – сразу, на премьере она была оценена по достоинству. Брамс сам дирижировал первым исполнением. Окончательно закрепился успех, когда ею дирижировал знаменитый Ганс фон Бюлов.
Возможно, симфонию не оценили друзья композитора, потому что не поняли, почему вместо традиционно мажорного завершения она заканчивается трагически?
Да, Иоганнес Брамс ушёл вперёд по сравнению с современниками, он уже представлял другую тенденцию в музыке. Это был знак времени. И если у Бетховена идея заключалась в движении «от мрака к свету», то у романтиков – наоборот. И Четвёртая симфония Брамса выражает типичную позицию позднего романтизма. Кульминацией становится трагический финал.
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
(Первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Утес», симфоническая фантазия
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Энеску. Румынская рапсодия № 1
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
И. Штраус (сын). Романсы для виолончели с оркестром:№ 1 ре-минор, № 2 соль-минор
Рахманинов. «Элегия» из фортепианного цикла «Пьесы-фантазии» (переложение для виолончели Власова, для струнного оркестра – Орловецкого)
«Симфонические танцы»
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро