Новосибирские премьеры:
Леденев. «Ave Maria» для оркестра
Локшин. «Мать скорбящая», кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра
Цемлинский. «Русалочка», фантазия для оркестра по сказке Андерсена Планируется онлайн-трансляция
Роман Семёнович Леденёв (1930-2019) российский композитор и музыкальный педагог, профессор Московской государственной консерватории, народный артист Российской Федерации. Своё творчество Леденёв посвятил темам Родины и родной природы. Музыка Леденёва мелодична, красива, её исполняли и исполняют со своими коллективами такие мэтры, как В. И. Федосеев, Б. Г. Тевлин, Ю. А. Башмет, В. К. Полянский, В. Н. Минин, а также многие другие дирижёры и оркестры. Он был членом Союза композиторов СССР (РФ), членом Союза кинематографистов, членом Международной академии творчества.
Среди учеников Леденёва - композиторы не только российские, но и из Аргентины, Германии, Великобритании, Камбоджи.
Небольшую пьесу «Аве Мария» Леденёв написал в 2007 году для камерного оркестра с участием духовых инструментов. Есть также версии для гобоя и баяна, для виолончели и баяна, для оркестра русских народных инструментов.
Александр Лазаревич Локшин (1920-1987) —автор 11 симфоний, монооперы, а также ряда сочинений для камерного состава. Такие музыканты, как Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина, Б. И. Тищенко, Р. Б. Баршай, высоко ценили творчество Локшина, считая его одним из наиболее выдающихся композиторов второй половины XX века.
Он родился в Бийске в семье счетовода. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск. Александр поступил в общеобразовательную школу № 12 и Первую музыкальную школу в класс известного пианиста и основателя школы А.Ф. Штейна, бывшего профессора петербургской консерватории. В 1936 году Александр приехал в Москву для поступления в Московскую государственную консерваторию. Занимался в классе Н.Я. Мясковского.
В Союз композиторов был принят ещё до окончания консерватории. Когда началась Великая Отечественная война, Локшин записался добровольцем в ополчение вместе с большинством консерваторцев, но по болезни был комиссован. Он уехал к родителям в Новосибирск, устроился на работу и писал вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на слова Симонова. Именно благодаря этому сочинению имя Локшина стало известным: его исполнил оркестр эвакуированной Ленинградской филармонии под управлением Е.А. Мравинского, а Д.И. Соллертинский дал ему высокую оценку. После этого у молодого композитора появилась возможность вернуться в Москву.
Он преподавал в Московской консерватории теоретические дисциплины. Но когда в 1948 году началась борьба с космополитизмом и пропагандой чуждой музыки Малера, Берга, Стравинского и Шостаковича среди студентов, Локшин был уволен. С тех пор и до конца своих дней он занимался исключительно сочинением музыки. Кантата «Мать скорбящая» для меццо-сопрано, большого симфонического оркестра и смешанного хора на тексты из «Реквиема» А. Ахматовой и русской заупокойной службы – наиболее известное сочинение Александра Локшина.
Соло в кантате исполняет Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра. Она лауреат Всероссийского конкурса «Молодые таланты России», V сезона телеконкурса «Большая опера» на канале Культура и многочисленных международных конкурсов. Много раз участвовала в программах Новосибирского академического симфонического оркестра, в том числе на зарубежных гастролях.
Александр фон Цемлинский (1871-1942), австрийский композитор и дирижёр. Во время учёбы в Венской консерватории, где он учился как пианист, Александр познакомился с Брамсом, Брукнером, и постепенно его захватила композиция. Чуть позже его связала крепкая дружба с Шенбергом. Громкий успех пришёл к Цемлинскому после исполнения Второй симфонии. Он был назначен первым капельмейстером венской Народной оперы. Затем дирижировал в Пражской опере, работал под началом Отто Клемперера в Берлине, откуда с приходом нацистов вернулся в Вену, но не имея там никакой официальной должности, уехал в США, в Нью-Йорк, где и скончался. Где бы он не жил, он писал музыку, в результате чего его творческое наследие оказалось обширным, но не слишком известным…
«Время Цемлинского придёт раньше, чем мы думаем», – писал вскоре после смерти композитора его ученик, зять (муж сестры) и ближайший друг Арнольд Шенберг. В 70-е годы 20-го века, вероятно, публике захотелось отдохнуть от музыкального авангарда и послушать мелодичную музыку. Начали возобновляться постановки его опер, появились первые записи, и уже не называли Александра фон Цемлинского «забытым мастером». Кстати, в России имя Цемлинского было известно: в 1920-30-е годы он трижды приезжал на гастроли в Ленинградскую филармонию. О том, что он был одним из лучших дирижёров своего времени, свидетельствуют отклики на эти концерты.
Премьера "Русалочки, написанной в 1903 –м по сказке Г.Х. Андерсена, состоялась в Вене в 1905 году. «Русалочка», как отмечали критики, - это сочетание красочного наряда, живописных эффектов, картинности, изысканности и Голливуда.
Дирижёр Михаил Грановский с 2018 г. является художественным руководителем и главным дирижёром Томского академического симфонического оркестра. С 2013 г. работает приглашённым дирижёром в Universal ballet (Сеул, Корея).
В 2018 г. входил в жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля Московской государственной филармонии «Другое пространство».
С Новосибирским академическим симфоническим оркестром постоянно сотрудничает, создавая программы из редкоисполняемых произведений.
Моцарт. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром
Брукнер. Симфония № 7 (К 200-летию со дня рождения композитора) Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Шишкин, фортепиано (Москва)
Ведущая – Наталья Ермакова, лектор–музыковед
Дирижер –Димитрис Ботинис
Бриттен. «Простая симфония»
И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5 Ре мажор, BWV 1050
Ария альта Erbarme dich, mein Gott из «Страстей по Матфею»
Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром
(переложение для фортепиано и струнного оркестра)
Пярт. Оратория «Плач Адама» для смешанного хора и струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Гиндин, фортепиано (Москва)
Юлия Рубина, скрипка
Антон Пахаруков, виолончель
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Бриттен. «Простая симфония»
И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5 Ре мажор, BWV 1050
Ария альта Erbarme dich, mein Gott из «Страстей по Матфею»
Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром
(переложение для фортепиано и струнного оркестра)
Пярт. Оратория «Плач Адама» для смешанного хора и струнного оркестра Планируется онлайн-трансляция
Филармонический камерный оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Гиндин, фортепиано (Москва)
Юлия Рубина, скрипка
Антон Пахаруков, виолончель
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Брух. Концерт для скрипки с оркестром № 1 соль минор, оp. 26
Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано соль минор,
оp. 19, части 3 и 4 (переложение для виолончели с
оркестром)
Бородин. Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»
Рахманинов. Каватина Алеко из оперы «Алеко»
Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром ре минор
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), ор. 60
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Денис Мацуев, фортепиано
Никита Борисоглебский, скрипка
Борислав Струлёв, виолончель
Лев Бакиров, фортепиано
Захар Внутских, фортепиано
Михаил Петренко, бас
Дирижер – Иван Никифорчин
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47, части 2 и 3
Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, ор. 33
Алябьев – Вьетан. «Соловей» (переложение для домры с оркестром)
Сарасате. «Цыганские напевы» (переложение для домры с оркестром)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 До мажор, ор. 15, финал
Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, ор. 18
Новосибирский академический симфонический оркестр Денис Мацуев, фортепиано
Стефания Поспехина, скрипка
Нарек Ахназарян, виолончель
Екатерина Мочалова, домра
Варвара Заруднева, фортепиано
Дирижер – Димитрис Ботинис
Лицею пушкинской поры посвящается Музыкально-литературная композиция Музыка, живопись, поэзия и проза XIX века
Новосибирская хоровая капелла Артисты музыкально-литературного отдела
Дирижер – Игорь Юдин
Автор сценария – Елена Самарина
Гаврилин. Хоровая симфония-действо «Перезвоны»
Новосибирская хоровая капелла Владимир Кучин, тенор
Игорь Петренко, художественное слово (Москва)
Дирижер – Игорь Юдин
Режиссер – Олег Нудненко
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов