Абонемент №1 (2021–22) «Вечера с симфоническим оркестром-1»
Линдберг. Концерт для кларнета с оркестром (российская премьера)
Дебюсси. «Море»
«Послеполуденный отдых фавна»
В программе две российские премьеры: «Шесть маленьких пьес для оркестра» французского композитора Анри Дютийё и Концерт для кларнета с оркестром финского композитора Магнуса Линдберга.
Активное творчество Дютийё пришлось на вторую половину прошлого века – начала нашего. Не так много музыки им написано, но те сочинения, которым он позволил «выйти в свет», заслужили международное признание. Он говорил: «Я всегда сомневаюсь в своей работе. Вот почему я так скрупулёзно пересматриваю её, хотя и жалею, что не стал более плодотворным. Парадоксально, правда?»
К началу Второй мировой войны юный Дютийё учился в Париже у признанных мастеров композиции и фортепиано, выиграл Римскую премию, но использовать всё, что даёт эта премия, помешала война.
Он год проработал санитаром в армии, вернулся в Париж, работал пианистом, учителем музыки, редактором на Радио Франс, писал музыку.
По окончании войны Дютийё работал в Париже, у него была студия на острове Сен-Луи. Плодотворно работал. Один из циклов для сопрано и оркестра называется «Корреспонденты», или «Переписка» – на стихи и письма Ван Гога, Притвиндры Мукерджи, Райнера Марии Рильке и Александра Солженицына – его переписка с Г. Вишневской и Мс. Ростроповичем. В 2008 году Дютийё посетил Россию, приняв участие в фестивале «Белые ночи» с этим сочинением.
Дютийё умер 22 мая 2013 года в Париже в возрасте 97 лет. На его надгробии из серого гранита высечено лишь одно слово: «Композитор».
О том, что послужило основой его стиля, он говорил: «Как мне кажется, в моих сочинениях ощущается преклонение перед гением Равеля и Дебюсси, Берлиоза и Шумана. Но есть ещё один музыкант, сыгравший огромную роль в моём творчестве. Это — Бетховен».
Дютийё много писал для фортепиано. Цикл «Шесть маленьких пьес» (AU GRE DES ONDES) оркестровал Кеннет Хескет, британский композитор, наш современник .
Кеннет Хескет в юности был музыкантом Королевского ливерпульского филармонического оркестра. Принимал участие в Тэнглвудском фестивале в 1995 году как помощник Леонарда Бернстайна, где познакомился с Анри Дютийё. (Тэнглвудский музыкальный фестиваль — международный музыкальный фестиваль в США, основанный в 1934 году под эгидой Бостонского симфонического оркестра).
За пропаганду «Новой музыки» в Кембридже – за серию камерных концертов в 2003 – 2005гг. был награждён престижной премией. В 2014 на фестивале современной музыки в Пекине Хескет был назван главным композитором фестиваля. В 2017 в категории «Духовой оркестр» Хескет был признан лучшим британским композитором.
Хескет - один из лучших современных аранжировщиков. Кстати, вообще всё, что оркестровано из сочинений Дютийё, сделано Кеннетом Хескетом за очень незначительным исключением.
Автор второго премьерного сочинения - Концерта для кларнета с оркестром – Магнус Линдберг – не только композитор, он известный финский пианист и музыкально-общественный деятель. Его заслуга перед Финляндией весьма значительна – именно после его побед на многочисленных международных конкурсах и фестивалях в 1980-е гг. культурное европейское сообщество узнало о музыке и музыкантах современной Финляндии.
Еще в конце 1970-х гг. Линдберг основал общество «Откройте уши!», чья деятельность была направлена на пропаганду новой музыки в достаточно консервативной и закрытой Финляндии.
Концерт для кларнета с оркестром, написанный для финского кларнетиста Кари Криикку, сразу получил высокую оценку музыкальных критиков. «… Это блестящий, утончённый, ностальгический культурный артефакт, несомненно, современный по языку, но чувственно лёгкий, даже мелодичный, на слух…. Линдберг - один из самых больших талантов в мире».
Концерт Линдберга для кларнета с оркестром исполнит Евгений Петров, заслуженный артист России, один из самых ярких представителей русской исполнительской школы. На концертной сцене выступает с 14 лет. Тогда же впервые выступил на Международном конкурсе «Концертино-Прага» (1986 г.), и стал дипломантом Международного конкурса, а три года спустя одержал блестящую победу на этом престижном состязании, получив Первую премию. В 1990 г. музыкант стал первым в истории России лауреатом Международного конкурса кларнетистов в Женеве (II премия), а также обладателем Международной стипендии «Award association».
В 1995 г. имя Евгения Петрова было внесено в Золотую книгу талантов России «ХХ век – ХХI веку»
Клод Дебюсси – французский композитор, музыкальный критик. В историю музыки вошёл как наиболее яркий представитель импрессионизма в музыке.
В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм не может этим похвастать. Главный импрессионист в музыке - Клод Дебюсси. Предшественником на этом пути был его друг Эрик Сати, а эстафету принял Морис Равель. Между прочим, Дебюсси не любил этот термин. За полгода до поступления в Парижскую Академию Изящных Искусств Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси провёл под Москвой, в её имении Плещеево. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой -- Чайковского, Бородина, Балакирева и других композиторов. В своих письмах к Петру Ильичу Надежда Филаретовна иногда упоминала «милого французика», который с восхищением отзывался о его музыке.
В 1892 году, вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси был очарован мифологическим существом фавном, грезящим в знойный полдень о прекрасных нимфах, и написал симфоническую прелюдию « Послеполуденный отдых фавна» , которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения - импрессионизма. (Импрессионизм (impression – «впечатление») – это красота пейзажа, неба, моря, вообще природы, нарисованная невесомыми, как бы размытыми красками.)
«Море» — самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси, хотя и обозначено автором как «три симфонических эскиза». Это части единого целого, объединённые общим заголовком, и не могут исполняться по отдельности. Части имеют названия, которые менял сам автор. В конце концов они стали такими: «От зари до полудня», «Облака», «Диалог ветра и моря».
Программой дирижирует Валентин Урюпин, один из самых разносторонних и успешных российских дирижёров молодого поколения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по классу кларнета профессора Евгения Петрова, по классу оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского. Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов, а также в последнем дирижёрском мастер-классе Курта Мазура.
Победитель и обладатель всех специальных призов VIII Международного конкурса дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте (2017), победитель II Всероссийского конкурса дирижёров в Москве (2015), лауреат Международного конкурса дирижёров имени Густава Малера в Бамберге (2016). Он также стал призёром множества международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории.