Свой Скрипичный концерт Чайковский писал, когда, с одной стороны, испытывал творческий подъём после создания «Евгения Онегина» и Четвёртой симфонии, а с другой стороны, – дискомфорт после женитьбы, тяжело выходя по этому поводу из депрессии. Видимо, поэтому в музыке Концерта слышится отзвук переживаний, эмоций, при этом организованных рамками стройной формы. Концерт отличается симфоническим размахом, виртуозным блеском, смелостью творческой фантазии, лирической задушевностью в сочетании с такой мощностью, которая была бы уместна и в симфонии.
Весна 1878 года, Кларанс (Швейцария). К Чайковскому приезжает друг, скрипач Иосиф Котек. Музицирование, в результате которого родилась идея создания Концерта для скрипки. Чайковский написал Концерт за месяц и посвятил его знаменитому скрипачу и педагогу Леопольду Ауэру. Но Ауэр, увидев ноты, сказал, что его невозможно сыграть. (Кстати, спустя годы, Ауэр стал давать Концерт своим ученикам).
В результате впервые Концерт прозвучал перед публикой в декабре 1881 года в Вене в исполнении британского скрипача Адольфа Бродского, которому было сделано новое посвящение, и который сделал Концерт популярным сначала в Европе, а позже и в России.
Как известно, в настоящее время Концерт является обязательным произведением для исполнения на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
«Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
Вторая симфония – воплощение традиций русского симфонизма – по общей концепции, по музыкальному языку, по особенностям гармонического и оркестрового письма. В основу мелодики прежде всего заложены интонации древнерусского знаменного распева. Главная тема начала симфонии, сначала сдержанная, всё время меняет свой узор, становится то мелодичной, то резкой, то неспокойной, то умиротворённой, то сумеречной, то светлой. В итоге, в финале симфонии, музыка приобретает ликующий характер – типичное завершение русских симфоний, торжественное праздничное шествие.
«Это Рахманинов, лицо в русском искусстве новое и уже определившееся …Это артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утончённым воображением… Своей поэтической настроенностью она захватывает внимание от начала и до конца… Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей. Чувству и вдохновению отвечает зрелая художественная законченность.»
«Русская музыкальная газета», 1908 год
Симфония сразу имела большой успех. Первое исполнение состоялось 26 января 1908 года в Мариинском театре, а 2 февраля – в Большом театре под управлением автора.
Михаил Симонян, скрипач с мировым именем, родился в Новосибирске в 1986. Начал учиться игре на скрипке в возрасте пяти лет и уже в 11 лет получил первую премию на Международном конкурсе юных скрипачей «Виртуозы 2000». Каждый год он становился лауреатом различных престижных конкурсов, в том числе И. Менухина в Булонь-Сюр-Мер (Франция). В 1999 году, в возрасте 13 лет, Михаил дебютировал в Нью-Йорке в Линкольн-центре с Американо-Русским молодёжным оркестром (ARYO) и с Молодёжным оркестром Мариинского театра в Санкт-Петербурге, исполнив Первый скрипичный концерт Шимановского.
Он лауреат Национальной премии «Призвание», «Салона виртуозов» в Нью-Йорке, премии Фонда Иегуди Менухина, премии «Виртуоз года-2000» в Санкт-Петербурге. В 2003 году Национальная академия искусств Армении выдвинула его на соискание премии в области исполнительского искусства. В 2005 году Владимир Путин принял Михаила Симоняна в Кремле, в знак признания его как одного из самых перспективных молодых музыкантов России.
Он учился в Институте музыки Кертиса в Филадельфии в классе известного скрипача и педагога Виктора Данченко, получив в 1999 году грант “Salon de Virtuosi” на обучение.
Широкое признание мирового музыкального сообщества пришло в 2000 году, когда юный скрипач дебютировал в «Карнеги-холле». Весной 2001 по приглашению Леонарда Слаткина он выступил с Национальным симфоническим оркестром США на 30-летии Центра имени Д.-Ф. Кеннеди в Вашингтоне, в 2002 по приглашению Иегуди Менухина – на Мировом Экономическом Саммите в Давосе.
В октябре 2008 года состоялся дебют Михаила Симоняна в лондонском Уигмор-холле.
Музыкант много гастролирует в России и за рубежом. Сотрудничает с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Кристиан Ярви, Леонард Слаткин, Кристиан Макеляру, Рафаэль Фрюбек де Бургос. Выступает на сценах «Карнеги-холла», «Линкольн-центра», «Концертгебау», Большого зала Московской консерватории и Большого зала Санкт-Петербургской филармонии; играет с лучшими оркестрами, среди которых – Нью-Йоркский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Венский Tonkunstler Orchestra, Питтсбургский симфонический оркестр, оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр.
Много лет Михаил Ашотович занимается общественной деятельностью, которая имеет большое значение для российской культуры: так, будучи советником губернатора Калужской области, он смог создать Калужский молодёжный симфонический оркестр, который возглавил в 2014 году. В 2015 году он стал президентом Фонда культурных и образовательных программ «Открытое море».
В 2016 г. Михаил Симонян возглавил рабочую группу по предпринимательству в сфере культуры Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Михаил Ашотович не оставляет исполнительскую деятельность и деятельность музыкального руководителя: в 2021 году он стал художественным руководителем ансамбля солистов «Новосибирская камерата» Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии.
Рустам Дильмухаметов, лауреат Всероссийского конкурса дирижёров, лауреат Государственной премии Правительства Новосибирской области, известен нашей публике как дирижёр Русского академического оркестра и дирижёр, под управлением которого проходят концерты Новосибирского академического симфонического оркестра: Дневные общедоступные концерты, абонементы «Портреты композиторов» и музыкально-литературный «шТРИхи к портрету», а также выступления Концертного духового оркестра, который также входит в состав Большого оркестра.
В 2021 году Рустам Дильмухаметов получил предложение стать вторым дирижёром Новосибирского академического симфонического оркестра. Ещё до этого назначения под его управлением была впервые исполнена кантата новосибирского композитора Ираиды Сальниковой «Александр Покрышкин», крупномасштабное произведение для хора, симфонического оркестра и солистов.
Новосибирский академический симфонический оркестр Валерия Абрамова, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)