Александр Рамм, виолончель (II премия XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Москва)
П.И. Чайковский. Вальс и Полонез из оперы «Евгений Онегин»
Идея написать оперу на сюжет А.С. Пушкина рождалась у Чайковского постепенно. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Сначала эта мысль показалась Чайковскому невероятной, он ответил отказом и сказал, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но спустя короткое время идея его захватывает. Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо).
Вальс открывает первую картину 2-го действия – бал в доме Лариных в честь Татьяны – «Татьянины именины» - написано у Пушкина. Полонез – это начало 3-го действия - он открывает бал у одного из петербургских сановников.
Концерт Роберта Шумана для виолончели с оркестром — одно из лучших инструментальных сочинений в мировой музыке. 24 октября 1850 года Шуман завершил «Концертштюк для виолончели с оркестровым аккомпанементом» — так определил жанр сам композитор. В этот же день состоялся его первый концерт в Дюссельдорфе в качестве дирижёра, где он получил место городского музикдиректора. Жена Клара Шуман записала свои мысли о новом произведении мужа в дневнике: «Романтизм, дух, свежесть, юмор и затем в высшей степени интересное переплетение виолончели и оркестра — всё это захватывает. И ещё гармоничность и глубокое чувство, наполняющие песенные эпизоды».
Пятой симфонии Яна Сибелиуса может быть адресована цитата: «Бетховен был первым романтиком, а Сибелиус – последним»
Сантери Левас, биограф композитора
Сибелиус оказался тем музыкантом, творчество которого отчётливо демонстрирует процесс перехода от романтической эпохи к новациям ХХ столетия. Он оказался на границе между двумя большими периодами искусства, как писали исследователи его творчества. Сибелиус искал и экспериментировал. Так каждая из семи симфоний имеет свой неповторимый облик, даже количество частей в них разное: от четырёх в Первой до одной в Седьмой. Сибелиус опирается на опыт классической симфонии и использует собственный опыт программности.
Заказ на Пятую симфонию композитор получил от финского правительства к своему 50-летнему юбилею, объявленному национальным праздником. Первая версия прозвучала в 1915 году, последняя – в 1919-м.
Между первой и последней версией симфонии была ещё одна, от которой сохранилась только первая часть. Финальная версия, которая исполняется в наше время, была представлена в Хельсинкской филармонии под управлением самого автора 24 ноября 1919 года.
Сибелиус так прокомментировал свою переработку: «Я хотел придать своей симфонии другую, более человечную форму. Более приземлённую, более яркую».
«Александр Рамм – «один из самых одарённых и востребованных виолончелистов своего поколения. В его игре сочетаются такие качества, как виртуозность, глубокое проникновение в замысел композитора, эмоциональность, бережное отношение к звукоизвлечению и артистическая индивидуальность», - пишут о нём музыкальные критики. Он лауреат Международного музыкального конкурса в Пекине (Гран-при, 2010) и ряда многих других международных состязаний. В апреле 2013 года завоевал III премию на одном из самых престижных конкурсов виолончелистов – Paulo Cello Competition в Хельсинки, став первым российским музыкантом, получившим на этом конкурсе звание лауреата. В июне 2015 года завоевал II премию и Серебряную медаль на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. С 2012 года является солистом Санкт-Петербургского Дома музыки, а с 2011-го – участником концертных программ Московской государственной филармонии, в том числе проекта «Звёзды XXI века». Регулярно выступает в рамках Московского Пасхального фестиваля.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)