Сергей Сергеевич Прокофьев написал Второй фортепианный концерт в 1913 году. Всё, что он декларировал в Первом концерте, во Втором получило более определённое воплощение: резкую конфликтность образов довёл до предела - лиризм с одной стороны и подчёркнутую жёсткость с другой. Эта резкое противопоставление является музыкальным содержанием произведения. Публика в основной массе и критика его не приняли. Первое авторское исполнение Концерта в Павловске (близ Петербурга) 23 августа 1913 года вылилось в настоящий скандал и освещалось академически настроенной печатью как «дебют фортепианного кубиста и футуриста» .
Но через некоторое время, 25 января 1915 года Прокофьев писал своему другу Мясковскому: «Вчера я в ИРМО (Русское Музыкальное Общество) играл Второй концерт, который имел большой успех, хотя иные всё же не воздержались и пошикали. Малько продирижировал прилично, а я добросовестно выучил мою партию, и если кто расстраивался музыкой, то утешался пианистом. Среди неожиданных приверженцев концерта оказались: Ауэр, Арцыбушев, Фительберг, Зилоти. Милый Глазунов вслух ругался довольно неприличными словами».
Второй фортепианный концерт очень симфоничен за счёт мощи, богатства, размаха не только виртуозного пианизма, но и насыщенности оркестрового звучания.
Столкновение образов и тем, необычайно резкие интонации и аккорды, острые ритмические сдвиги, скачки, тембровые эффекты — реакцию на всё это высказал В.Каратыгин, российский актёр, критик и писатель: «Леденящий ужас охватывает слушателя, волосы дыбом становятся на голове, когда медные берут заключительные аккорды Концерта: трезвучие ля-бемоль –минор , лежащее на трезвучии соль минор в одной октаве».
Мы же можем сказать, что звучание получилось очень эффектным, и Второй концерт — важнейшая и выдающаяся веха в творчестве композитора.
Борис Николаевич Лятошинский - украинский композитор, внёсший значительный вклад в историю мировой музыкальной культуры, основоположник современной украинской музыки, один из музыкальных новаторов ХХ столетия. Первое образование – юридический факультет Киевского университета, второе – Киевская консерватория, класс композиции Р.Глиэра.
Он написал ряд хоровых и оркестровых произведений, романсов, музыку к кинофильмам. Среди самых значительных творений – Третья симфония, симфоническая баллада «Гражина», «Поэма воссоединения», поэма «На берегах Вислы», Концерт для фортепиано с оркестром, хоры на стихи Тараса Шевченко и Александра Сергеевича Пушкина.
Впервые Третья симфония прозвучала 23 октября 1951 г. в Киеве на концерте пленума Правления Союза композиторов Украины под управлением Натана Рахлина. Главная тема Третьей симфонии, - как говорил сам композитор - «мир победит войну», добро победит зло. Публика аплодировала стоя. Несмотря на это, вскоре после премьеры Союз композиторов Украины на собрании с участием гостей из Москвы осудил произведение как «антинародное» и охарактеризовали его как «формалистический хлам, который надо сжечь». Композитора упрекали в том, что он трактует тему войны «не как советский сторонник мира, а как буржуазный пацифист». Финал оказался не слишком победный.
Исполнение второй редакции состоялось в 1955 году – это был уже отредактированный вариант. Чтобы спасти произведение, Лятошинский вынужден был переработать симфонию, в частности заменить финал на победный и оптимистичный. Первое исполнение симфонии в новой редакции прошло в 1955 году на концерте оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. После исполнения «исправленной» симфонии отношение к ней резко изменилось, и её назвали выдающимся произведением украинской симфонической музыки.
Дмитрий Кабалевский отметил, что в финале симфонии торжествует радость, но «это радость измученного человека». Жанр симфонии определили как «симфоническую драму».
Сергей Давыдченко – совсем юный пианист. Он родился в Ростове-на-Дону в 2004 году, начал учиться музыке на подготовительных курсах музыкального колледжа им. В. И. Сафонова в Минеральных Водах (класс Татьяны Левадной) и в 2017 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу (колледж) при Ростовской государственной консерватории в класс Сергея Осипенко.
Первое звание лауреата Международного конкурса он получил в 2015 году на юношеском конкурсе пианистов в Пятигорске. Сейчас он лауреат более чем 10-ти международных конкурсов. Сергей лауреат Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2016; I премия и приз зрительских симпатий), Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (2018), молодёжных Дельфийских игр России (Ростов-на-Дону, 2019; золотая медаль).
Выступал в Концертном зале Мариинского театра, Большом зале Московской консерватории, во многих филармониях России и в Мексике.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)