Программа:
Кантата «Ромашковое поле» для смешанного хора без сопровождения (фрагменты):
«И разыгрались же кони в поле» ст. В. Шукшина
«Бобыли», ст. Р. Нотмана
«Про зайца», ст. Н. Рубцова
«Благословенный свет», ст. А. Тарковского
Кантата на ст. А. Вознесенского «Крестный ход» (фрагменты):Квартет №1
Симфониетта для оркестра русских народных инструментов
Три русские песни для меццо-сопрано и оркестра русских народных инструментов
Новониколаевский романс, фрагменты
Па для струнного оркестра
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру...
Арсений Тарковский
Когда человек приходит в этот мир, жизнь предстаёт перед ним как скрытая криптограмма. И от каждого зависит, как он расшифрует этот код, проживёт ли отпущенную ему жизнь, разгадав и исполнив своё предназначение.
Сергей Кравцов был наделён художественным даром. Он чувствовал и понимал это, поэтому ещё подростком начал заниматься в художественной школе. Дома были расписаны стены, стёкла и всё, что можно разрисовать. Учитель живописи надеялся, что Серёжа станет профессиональным художником… А его дар вдруг начал проявляться и в музыке. Сергей взял в руки гитару – и во дворе на ломаном английском, выученном по слуху с пластинки, зазвучали песни The Beatles. Он с увлечением делился с друзьями песнями английских парней, поднимая мир дворовой культуры на новую высоту.
После школы Сергей начал работать на заводе, но любовь к музыке увела его от станка в культпросветучилище. Там он впервые попробовал изложить свои мысли в нотах и уже к окончанию училища понял, что выбрал свой путь – хочет писать музыку и стать композитором… Ключ к расшифровке кода жизни практически был найден…
Это желание было настолько сильным, что Сергей сначала поступает в Омское музыкальное училище (класс Ильи Марковича Хейфеца), потом, за год до его окончания, едет прослушиваться в Новосибирскую консерваторию, и сразу становится её студентом – учеником по классу композиции профессора А. Ф. Мурова. Аскольд Фёдорович разглядел в своём новом ученике и большую любовь к музыке, и несомненный талант, и самое важное – жажду познания композиторского мастерства, и не ошибся. Через год после окончания консерватории Сергея Ивановича Кравцова приняли в профессиональное сообщество – Союз композиторов России.
Во время учёбы в консерватории художественный дар композитора Кравцова прирастает ещё одной гранью – он увлекается поэзией, с упоением читает и учит наизусть стихи своих любимых авторов: Анны Ахматовой, Арсения Тарковского, Николая Рубцова. Конечно, появлялись и стихи собственного сочинения, но это дружеские стихотворные шаржи, пародии, посвящения – для друзей. Позднее придёт поклонение литературе и особенно русскому языку, как к одному из любимых, наравне с музыкой, средств выражения собственных чувств и мыслей.
Сергей Иванович был человеком тотально честным и потому ко всему бесчестному непримиримым. Чувствовал с первого взгляда природу людей. Любил во всём порядок, ценил красоту. Он был человеком дела: если говорил, то обещанное выполнял. Был внимательным к людям: будто вырастал из-под земли там, где требовались помощь и его забота. Был щедрым, дарил цветы, подарки и даже свои сочинения.
Он был таким и в своей музыке. Честно отвечал за каждую написанную ноту. Наверное, потому легко укладывался своими музыкальными размышлениями в короткие формы, и даже крупные у него всегда получались лаконичными (балет «Золотой петушок» одноактный, два первых квартета протяжённостью по времени, как один большой и др.). С другой стороны, при всем минимализме, композитор Сергей Кравцов щедро дарил слушателям красоту мелодий и созвучий. Он стремился к гармонии, был классиком в современной музыке: внутренняя красота и стройность его произведений всегда облачались в традиционную форму, скреплённую авторской идеей.
Любой новый замысел композитора часто был порождён его личными пристрастиями. Так, любовь к поэзии музыкально выразилась в вокальных циклах Anno Domini на стихи Ахматовой, «Три русских народных песни» и др., а также в хоровых кантатах «Ромашковое поле» на стихи разных поэтов, «Крестный ход» на стихи Вознесенского и др. Восхищение пластикой артистов балета Любови Гершуновой и Анатолия Бердышева вдохновило его написать балет «Золотой петушок». Преклонение перед мастерством Filarmonica-квартета привело к созданию трёх струнных квартетов. А юношеская влюблённость в The Beatles переросла в «Английские сюиты» для квартета и «Презент маэстро Кацу» для Ансамбля солистов «Новосибирская камерата».
Сергей Иванович с радостью отзывался на просьбы коллег-музыкантов создать для них что-нибудь и писал сочинения, заранее отождествляя рождающуюся музыку с конкретными исполнителями, учитывая их вкусовые и стилевые особенности. Наверное, поэтому композитор иногда категорически отказывал другим исполнителям в просьбе дать поиграть свою музыку. Так, например, случилось с «Английскими сюитами». Написанные специально для музыкантов Filarmonica-квартета, сюиты стали только их достоянием, и ни за какие деньги и другие бонусы он не соглашался отдать их кому-то другому.
Его любовь к слову, чувство стиля, стремление к гармонии и порядку, как в музыке, так в жизни, проявлялись во всём и всегда. И в 80–90-е годы прошлого века, когда он был консультантом Сибирской организации Союза композиторов России и каталогизировал сочинения сибирских авторов, а также значительно пополнил и систематизировал библиотечный фонд Союза композиторов. И в 2000-е, когда стал ведущим редактором Новосибирской филармонии и написал огромное количество текстов к буклетам, анонсов к концертам. И особенно в последнее десятилетие, когда Сергей Иванович стал автором-составителем двух томов «Истории Новосибирской филармонии в материалах и документах» и работал над третьим.
Во всём, что он любил и чем занимался, проявлялась его личность – творческая, незаурядная. Но музыка – это единственная любовь его жизни. И даже если он не писал конкретное произведение в какой-то момент, он всегда находился в предвосхищении творческого процесса: слушал музыку, играл её, думал и писал о ней.
День за днём, год за годом композитор разворачивал жизнь, то сомневаясь в своём призвании, то вновь подтверждая композиторское предназначение новыми сочинениями. Сегодня мы говорим о Сергее Ивановиче: «Он любил, он чувствовал, он писал, он знал, он жил…» Всё в прошлом… Теперь в прошлом…
Русский академический оркестр Новосибирская хоровая капелла Ансамбль солистов «Новосибирская камерата» Фортепианный дуэт Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов
Ансамбль солистов «Новосибирская камерата» Фортепианный дуэт Геннадий Пыстин – Дмитрий Карпов Струнный квартет «Гелиос»
Русский академический оркестр Ярослав Кучерявых, виолончель
Русский академический оркестр Автор и ведущая – Елена Самарина
Русский академический оркестр Мария Власова, аккордеон (Москва)