«Поиграть со знаменитым Новосибирским оркестром было большим удовольствием, я очень ждал этого концерта и рад, что он состоялся. Замечательная публика, тёплый приём, замечательный зал. Хорошая акустика помогает всем музыкантам оркестра. Такой зал считаю большой гордостью. Очень хочется сюда возвращаться вновь».
Тао Линь, 21 января 2015, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«И музыкальные сезоны у нас [в Москве] разнообразнее. Более того, в российских городах появляются и залы, и оркестры, по уровню сравнимые со столичными, — в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани»
Александр Князев, Аргументы и факты, 3 сентября 2014
«Героем вечера стал, конечно же, оркестр. И деревянные духовые, и медь, и скрипки во главе с народным артистом России Валерием Карчагиным – каждая группа была на месте, ведя свою партию точно и уверенно. Время от времени Вадим Репин, как он сам потом это назвал – «неумелыми смешными для них движениями» — дирижировал оркестром, но музыканты его понимали прекрасно, и эта нить взаимодействия незримо присутствовала с начала и до конца. Уже после второй части мелодия полетела, воспарила, достигая самых глубин сознания, выворачивая душу наизнанку, чему Шостакович был мастером. Временами замирало сердце, что вдруг собьются, захлебнутся без дирижера… Ничего подобного! Музыканты играли на таком градусе, в эйфории, что, казалось, адреналин бьет ключом. Справились блестяще. Пожалуй, этот концерт войдет в историю не только фестиваля и Новосибирского симфонического оркестра, а вообще музыкальной мировой жизни»
Ирина Шымчак, «Музыкальный клондайк», 12 апреля 2014
«В силу ряда обстоятельств маэстро Валерия Гергиева не будет сегодня с нами <…> И я принял решение исполнить концерт Шостаковича — впервые в истории, — без дирижера. Исключительно благодаря высочайшему артистическому и профессиональному уровню Новосибирского академического симфонического оркестра я уверен, что это возможно. Никто до сегодняшнего дня не решался на такого рода музыкальный подвиг. Я горд тем, что оркестр готов пройти этот путь со мной. Я верю в каждого из артистов этого поистине уникального коллектива. Это исполнение станет нашей очередной мировой премьерой, которой и завершится первый Транссибирский Арт-Фестиваль!»
Вадим Репин, Транссибирский Арт-Фестиваль, 12 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
"Я прежде не встречался с этим оркестром, но он проявил столько фантазии и так серьезно отнесся к работе, что эффект от нашей репетиции была как от трех-четырех. Мы достигли многого и, заручившись взаимным доверием, просто дали музыке прозвучать. А это может получиться очень захватывающе, если люди разделяют идеи друг друга".
Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль. Интервью — Илья Овчинников, 7 апреля, 2014, «Российская газета»
«Прекрасная публика, прекрасные солисты и прекрасный оркестр! Это конечно же кайф так музицировать. По просьбе Вадима Репина для Фестиваля я сделал юмористический концерт. Такого плана концерты я устраивал неоднократно, и пользуются они огромной популярностью. Интересно, что с Новосибирским симфоническим оркестром не возникло никаких сложностей. На моей памяти были оркестры, которые поначалу осторожничали. Об этом оркестре мне говорили: «О, осторожно, это консервативный оркестр!» Но музыканты с самого начала уже кашляли, смеялись, танцевали, одним словом, делали все и с огромным удовольствием. Это говорит о том, что артисты Новосибирского симфонического оркестра очень открытые музыканты»
Алексей Игудесман, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 9 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
«Я хочу сказать, что артисты Новосибирского академического симфонического оркестра такие молодцы все. Чудесные лица, даже кто-то из скрипачей прослезился – настолько их тронула музыка. Для меня это очень важно. Музыканты играют всегда хорошо, когда им нравится, я в этом уже убедилась. Уже 27 лет как я на сцене и знаю, что когда им нравится, они изо всех сил стараются, и тогда получается нечто замечательное. Поэтому я надеюсь, что у нас все получилось хорошо. Спасибо им большое!»
Ольга Бородина, I Транссибирский Арт-Фестиваль, 7 апреля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
«Когда встаешь за пульт перед незнакомым коллективом, никогда не знаешь, чего ожидать. Дело не только в качестве, дело в людях: кто знает, возникнет ли между вами связь, произойдет ли химическая реакция? Тем более если ты из Сан-Франциско, а они — из Новосибирска. Оказалось, что музыкантам свойственны и богатая фантазия, и серьезность: они хотят и могут искать в музыке глубину. Так что одна наша репетиция стоила трех или четырех. Мы ни разу не сыграли программу целиком. Как сказал Вадим, самое простое для профессионала — пройти вещь с начала до конца. Любой профессиональный оркестр справится. Но это не самый эффективный путь, когда нужно наладить отношения с музыкой. Мы исключили этот этап и сразу стали погружаться глубже. А на концерте, доверившись друг другу, «отпустили» музыку в свободное плавание»
Кент Нагано, I Транссибирский Арт-Фестиваль Интервью — Ярослав Тимофеев, 2 апреля, 2014, «Известия»
«В проекте Транссибирского Арт-Фестиваля я вижу преемственность — от прошлого к настоящему — и продолжение творческих идей маэстро Каца. Я чрезвычайно рад, что мне удалось заразить идеей Вадима Репина, начинавшего свое грандиозное восхождение в Новосибирске с нашим оркестром под руководством Арнольда Михайловича, что Вадим, увидевший Государственный концертный зал имени Маэстро, проникся сознанием необходимости проведения фестиваля. И уже при первой встрече мы договорились, что первый фестиваль будет посвящен приближающемуся 90-летию Маэстро. Не хочется предвосхищать события, но я уверен, зная планы Вадима, что наш проект займет достойное место в ряду лучших фестивалей мира».
Директор оркестра, заслуженный деятель искусств России Лев Крокушанский, Транссибирский Арт-Фестиваль, 2014
«Спасибо публике и оркестру за прекрасное время, которое я провела здесь в Новосибирске. Публике — до новых встреч, а с Новосибирским академическим симфоническим оркестром мы улетаем в Испанию на гастроли. И это очень здорово, потому, что такие коллективы, безусловно, должна слышать Европа!»
Екатерина Мечетина, 22 февраля 2014, Государственный концертный зал им. А. М. Каца
Моя задача – убедить музыкантов, донести свое видение музыкального сочинения. Я делаю это не словами, а осмысленной интерпретацией произведения, его концепцией, драматургией. С Новосибирским академическим симфоническим оркестром сложилось такое понимание и диалог. В Новосибирске замечательный оркестр, о котором знают в нашей стране и не только. А хороший оркестр там, где хороший дирижер. У оркестра был хороший дирижер, и сейчас хороший дирижер. Ценно, когда слышен симфонический оркестр во всем своем богатстве. Я счастлив, что у оркестра появился свой дом, настоящий концертный зал».
Александр Лазарев, 31 января 2014, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Один из китов, на котором будет стоять и развиваться Транссибирский Арт-фестиваль – это Государственный концертный зал им. А.М. Каца. Второй кит – это Новосибирский академический симфонический оркестр, который всегда славился своим уровнем, славился именем Арнольда Каца, роль которого не преувеличить никакими словами, эпитетами и комплементами. Посвятить первый Фестиваль юбилею Каца – 90-летию со дня его рождения, было очень логично и правильно».
Вадим Репин, пресс-конференция 30 января, 2014 Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Я поздравляю филармонию — мечта сбылась. Зал наконец есть. Кроме столиц, в России есть три достойных симфонических коллектива, которые находятся в особом ранге и вписываются в самый строгий контекст. Назову в алфавитном порядке: Екатеринбургский, Казанский и Новосибирский симфонические оркестры. Коллектив Новосибирской филармонии, безусловно, обладает мастерством и духовным потенциалом, которые позволят ей наполнить новое здание духом истинной музыки. Сегодня у города есть реальная возможность получить прекрасный музыкальный зал, и я желаю, чтобы она осуществилась»
Андрей Устинов, заслуженный деятель искусств РФ, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»
«В. Менгельберг находился во главе оркестра полвека (1895 – 1945). История знает лишь несколько подобных примеров: Р. Каянус в должности главного дирижера Филармонического оркестра Хельсинки (1882 – 1932), Э. Ансерме во главе Оркестра Романской Швейцарии (1918 – 67), Ю. Орманди на посту руководителя Филадельфийского оркестра (1936 – 80), Е. Мравинский во главе оркестра Ленинградской филармонии (1938 – 88), А. Кац в должности главного дирижера симфонического оркестра Новосибирской филармонии (1956 – 2007)"
Роман Берченко, «Музыкальное обозрение» 12 (363), 2013
«Для меня важна каждая встреча с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, с которым я много лет дружу и играю. Прекрасный оркестр!»
Денис Мацуев, 3 декабря 2013, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Я всегда доверяю музыкантам оркестра. Для артистов Новосибирского академического симфонического оркестра это не просто работа, а очень сильное желание делать хорошую музыку. Это очень чувствовалось»
Давид Герингас, 31 октября 2013, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Новосибирский академический симфонический оркестр звучит превосходно — очень ярко, очень объёмно. Я счастлив, что маэстро Гинтарас Ринкявичус для сегодняшнего вечера выбрал именно симфонию Брукнера <…> Я могу с радостью констатировать, что Новосибирский академический симфонический оркестр был абсолютно на высоте. Девятая симфония Брукнера очень сложна, особенно для духовых, которые великолепно и очень чисто играли. Оркестр находится на очень высоком уровне и в прекрасной форме. В этом, конечно же, заслуга главного дирижёра. Я безмерно счастлив, что у оркестра появился зал. Все эти годы его отсутствие было трагедией. Замечательный город, оркестр, дирижёры Арнольд Кац и после него Гинтарас Ринкявичус не имели зала с акустикой. Это был кошмар, и я рад, что он закончился. Поздравляю и желаю хороших концертов в новом зале!»
Александр Князев, 18 сентября 2013, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Хочу подчеркнуть, что идея предстоящего ТрансСибирского Артфестиваля, его точка опоры – это наш замечательный симфонический оркестр, который несмотря на все трудности, потерю легендарного, без преувеличения этого слова, музыканта Арнольда Михайловича Каца, находится в превосходной форме, замечательно играют концерты. Я надеюсь, что для оркестра это также станет радостным событием» Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, Государственный концертный зал им. А.М. Каца «Сегодняшнее событие – открытие Государственного концертного зала им. А. М. Каца – трудно переоценить. Это подарок Новосибирску, подарок Новосибирскому академическому симфоническому оркестру, который все эти годы, к сожалению, был вынужден работать в плачевных условиях. Это огромная радость для оркестра и подарок всему городу»
Вадим Репин, Пресс-конференция, 11 сентября, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Новосибирский симфонический оркестр находился в тяжелейших условиях, но как Вы знаете, мы в Москве тоже начинали свои репетиции в кочегарках, пожарных помещениях и через все это прошли. Наверное, сопротивление нужно, чтобы в конце испытать настоящую подлинную радость, потому что радость без страданий не бывает. Оркестр действительно в чудесной форме, замечательный оркестр, один из лучших в стране, и работать с ним в эти дни было огромным удовольствием для меня, надеюсь и для оркестра»
Владимир Спиваков, Пресс-конференция, 11 сентября, Государственный концертный зал им. А.М. Каца
«Артисты оркестра очень тонко чувствуют настоящее искусство. Имея богатый опыт исполнения отдельных произведений с разными дирижерами и возможность сравнивать, они обладают пониманием интерпретации и того, что они должны преподнести публике. Такое творческое отношение к работе, понимание и любовь к музыке — самые важные черты коллектива Новосибирского симфонического оркестра».
Гинтарас Ринкявичус, дирижёр (Литва) «Советская Сибирь» 172 (26795), 2012
«Первый раз с оркестром я солировал в 1974 году, с гениальным Арнольдом Кацем, заменяя заболевшую Нелли Школьникову. Тогда меня с Новосибирском жизнь связала на долгие годы… И вот сегодня после долгого перерыва я вновь играю в Новосибирске… Оркестр в потрясающей форме!»
Захар Брон, май 2011
…Это первые гастроли коллектива в Москве и Петербурге под управлением нового художественного руководителя литовского дирижера Гинтараса Ринкявичуса, возглавившего оркестр после смерти Арнольда Каца. Ринкявичус – дирижер с огромным опытом, выступавший со многими оркестрами, работающий в том числе и в опере.
…В первом отделении концерта новосибирцы исполнили Второй виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Александр Князев.
…Во втором отделении концерта прозвучала Пятая симфония Петра Ильича Чайковского, в которой оркестр также продемонстрировал высокое мастерство.
…Следует отметить, что с технической точки зрения все было сыграно практически безупречно. Игра оркестровых групп в чем-то напоминала игру хорошо накачанных мускулов, все тембры красивы, рельефно выделены, слышны. Такому оркестру под силу практически любые музыкальные «тяжести». Ярким финалом прошедшего концерта стали бисы: вихревая фарандола из сюиты «Арлезианка» Бизе и блистательное Libertango Пьяццоллы, окончательно покорившие слушателей.
«Санкт-Петербургские ведомости», апрель 2009
Старейший коллектив страны представил отечественную симфоническую культуру на этом престижном форуме (Фестиваль симфонических оркестров мира, Колонный зал, Москва, июнь 2006, дирижер А.Кац) триумфально. Игра новосибирцев оказалась не просто конкурентноспособной относительно столичных оркестров-грандов, но по некоторым параметрам даже превзошла их: например, феноменальное звучание струнной группы напомнило лучшие годы Госоркестра со Светлановым. Да и духовики были на высоте.
«Культура», Москва, июнь 2006
Не только Чайковский
«Абонемент Московской филармонии «Симфонические оркестры России» завершился гастролями Новосибирского академического симфонического оркестра. Приезд этого коллектива ожидался с определенной долей любопытства. Ведь новосибирцев всегда называли лучшим провинциальным российским оркестром, в первую очередь благодаря его шефу — выдающемуся дирижеру Арнольду Кацу. Такую репутацию оркестр блистательно подтвердил в 2006 году на Первом фестивале оркестров мира, триумфально выступив в Колонном зале Дома союзов. Теперь, после кончины основателя оркестра, его возглавил Гинтарас Ринкявичюс (Литва). И было интересно, каким предстанет коллектив.
Выступление в Концертном зале имени Чайковского прежде всего показало: новосибирцы по-прежнему держат «марку». Все группы звучат великолепно, без скидок на удаленность от столицы. Оркестр обеспечен хорошими инструментами, в том числе и струнными, что также сильно влияет на качество звука, его тембровую красочность. Для любого дирижера работать с таким «инструментом» — большая удача. А все остальное относится к вопросам интерпретации, художественным решениям, которые выносит на суд публики маэстро. Пятая симфония Чайковского прозвучала великолепно с точки зрения убедительности инструментального воплощения концепции дирижера. Можно даже отметить, что столь сочного звучания струнных давно уже не приходилось слышать у столичных оркестров, придерживающихся европейски-сдержанного стиля игры. Речь не идет о бессмысленных децибелах, но о воскрешении отечественных традиций, когда, играя русскую музыку, оркестр звучит певуче, мощно, раздольно.
Огромный успех выступления Новосибирского академического симфонического оркестра закрепили «бисы», показавшие иные грани возможностей коллектива. Фрагмент из «Арлезианки» Бизе и танго Пьяццоллы были сыграны прямо-таки с зажигательной экспрессией. Быть может, следующий раз новосибирцы побалуют московскую публику не только Чайковским, но и какими-то эксклюзивными программами: очевидно, что им любая музыка «по плечу».
Евгения Кривицкая, «Культура», Москва
«Солистом в обеих привезённых гостями программах выступал любимый петербуржцами пианист Дмитрий Алексеев, нынче профессор Королевской музыкальной академии в Лондоне. Фортепианный концерт Шумана предстал в его интерпретации вдохновенной лирической поэмой. Он уверенно лидировал, позволяя себе капризные смены темпов, затаённые звуковые замирания. Но маэстро Кац и участники оркестра откликались на все его намерения охотно и чутко. Во втором отделении была представлена Кармен-сюита Бизе Щедрина, сочинение для оркестра ответственное, сочетающее виртуозный изыск со сгущённым драматизмом. Его исполнение можно назвать образцовым».
Санкт-Петербург, «Невское время»
Фестиваль «Звезды на Байкале», Иркутск, 6 – 8 сентября 2010
«Оркестр очень хорошо играет. Традиции заложены Арнольдом Михайловичем Кацем».
Владимир Спиваков
«Потрясающий, высококлассный оркестр! Это мой большой друг Арнольд Михайлович Кац создал его. Гинтарас Ринкявичус продолжает его дело».
«Оркестр феерический! Вы произвели неизгладимое впечатление! Думаю, вы к нам на фестиваль приедете еще. А Дирижер – высокий во всех смыслах!»
Денис Мацуев
«Не всякий дирижер так знает музыку, чувствует солиста, как Вы, Гинтарас. Не всякий дирижер сделает в нужном месте партитуры так, как нужно солисту, как это сделали Вы».
Сергей Крылов
«Вы первоклассный оркестр!. О вас знают в известнейших европейских агентствах. А Дирижер – поверьте – я играл с разными дирижерами и с очень знаменитыми. Но Г.Ринкявичус – один из немногих, так глубоко знающий и понимающий музыку, так выстраивающий форму произведения».
Александр Князев
Фестиваль «Крещендо», Тюмень, 29 сентября – 1 октября 2010
«Новосибирский академический симфонический оркестр совершил двойной вояж – в Иркутск на фестиваль «Звезды на Байкале» и Тюмень на фестиваль «Крещендо». Мы поражены – это такая гарантия качества… Традиции, заложенные Арнольдом Михайловичем Кацем, живы. Я много раз играл с вашим оркестром. И сейчас еще раз убедился — Ваш оркестр заслуживает большего – и грантов, как столичные оркестры, и Концертного зала.
Даже Владимир Владимирович Путин в ответ на высказывание М.Швыдкого о том, что в России нет в хорошем смысле провинциальных оркестров, сказал: «Как это нет? А Новосибирский оркестр?».
Я обещаю, что буду везде говорить о вашем оркестре. Вы замечательный оркестр. И Гинтарас Ринкявичус – настоящий профессионал своего дела, скромный, интеллигентный человек. Он блестяще провел концерты в Иркутске.»
Денис Мацуев
Это первые гастроли коллектива в Москве и Петербурге под управлением нового художественного руководителя литовского дирижера Гинтараса Ринкявичуса, возглавившего оркестр после смерти Арнольда Каца. Ринкявичус – дирижер с огромным опытом, выступавший со многими оркестрами, работающий в том числе и в опере. <…> В первом отделении концерта новосибирцы исполнили Второй виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Александр Князев. <…>
Во втором отделении концерта прозвучала Пятая симфония Петра Ильича Чайковского, в которой оркестр также продемонстрировал высокое мастерство. Следует отметить, что с технической точки зрения все было сыграно практически безупречно. Игра оркестровых групп в чем-то напоминала игру хорошо накачанных мускулов, все тембры красивы, рельефно выделены, слышны. Такому оркестру под силу практически любые музыкальные «тяжести». Ярким финалом прошедшего концерта стали бисы: вихревая фарандола из сюиты «Арлезианка» Бизе и блистательное Libertango Пьяццоллы, окончательно покорившие слушателей.
«Санкт-петербургские ведомости»
Симфонический триумф с «сибирским колоритом»
Новосибирский симфонический во главе с маэстро Ринкявичусом сумел завоевать самую трудную для настоящих музыкантов (хоть и кассовую) публику — почитателей легкой и эстрадной музыки в исполнении симфонических оркестров и оперных певцов, публику известных своим артистизмом Спивакова, Мацуева и Хворостовского. Безусловно, во вчерашнем Libertango был продемонстрирован артистизм. Но артистизм особенный, построенный на фундаменте серьезной интеллектуальной работы. А потому и самый эффективный.
Что же касается сочинений Петра Ильича Чайковского, заявленных в основной программе, то вчерашнее исполнение сравнивать почти не с чем. Думаю, большинству московских оркестров не помешал бы такой «сибирский колорит». Звучание было настолько ясным и внятным, что музыку можно было записывать нотами со слуха.
Качество — это точность. Точность высоты звука, точность ритма, точность тембра, точность штриха, точность динамики. Есть еще точность некоторых других параметров, например, точность музыкальной формы. И качество понимания формы тоже вчера было на высоте! Иначе Четвертая симфония Чайковского уж точно бы не состоялась. Как написано у Чайковского — так и было сыграно, без совершенно лишней здесь «интеллигентской рефлексии».
Сказанного вполне достаточно, чтобы говорить о том, что вчера состоялся лучший концерт 74-го сезона Пермской филармонии. В заключение остается лишь отметить участие пианистки Элисо Вирсаладзе, чья элегантная и благородная игра, безусловно, украсила концерт. Мы услышали, возможно, не вполне привычную, строгую и «интеллектуальную», но вполне убедительную версию фортепианного концерта Шумана. А мазурка Шопена, исполненная «на бис», ни у кого не оставила сомнений, что перед нами полноправный прославленной советской школы фортепианного искусства.
Петр Куличкин, «Новости Перми и Пемского края», 2010
«Я много раз встречался с Арнольдом Михайловичем — мы дружили. Одна из встреч была на подобном форуме в Красноярске — оркестр принимал участие во Всесоюзном Пленуме Союза композиторов.
Честно сказать — я боялся нынешней встречи. Боялся, что после Каца оркестр стал другим, потерял нечто важное, что и называлось — оркестр Каца. Но встретившись и услышав на репетициях и сегодня на концерте, как оркестр с двух репетиций исполняет далеко не простую музыку — убедился: беспокоился напрасно, оркестр в прекрасной творческой форме. И струнные, и «духовенство», и ударные, и арфистка очень понравились. Весь оркестр. Спасибо большое оркестру. И еще хочется сказать, что наш концерт — «Панорама музыки композиторов России» — это подарок, наше приношение Арнольду Михайловичу Кацу, уникальному музыканту, создавшему такой замечательный оркестр».
Владислав Казенин, председатель Союза композиторов России, Новосибирск, декабрь 2012
Старейший коллектив страны представил отечественную симфоническую культуру на этом престижном форуме (Фестиваль симфонических оркестров мира, Колонный зал, Москва, июнь 2006) триумфально. Игра новосибирцев оказалась не просто конкурентноспособной относительно столичных оркестров-грандов, но по некоторым параметрам даже превзошла их: например, феноменальное звучание струнной группы напомнило лучшие годы Госоркестра со Светлановым. Да и духовики были на высоте.
Москва, «Культура»
Франция
Вспышка
Зал Дебюсси во Дворце Фестивалей и Конгрессов принимал прекрасный оркестр, сыгравший два концерта, открывающие 4 Международный Фестиваль Классической Музыки в Каннах. Жители Новосибирска, в глубокой Сибири не упустили шанса создать и иметь такую замечательную формацию, как этот филармонический оркестр, который под управлением своего титулованного дирижера Арнольда Каца, буквально полностью потряс меня.
Русские музыканты предложили нам «Ночь на Лысой горе», брызжущую красками, жизнью, шумом и страхом. А «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля звучали великолепно, исполненные чудесно, слаженно, дирижер, казалось, находился в полном единении, разговаривая и направляя своих прекрасных музыкантов играть так чудесно, как только можно. Но на следующий день оркестр и дирижер потрясли меня еще больше. Сначала «Смерть и Просветление» Рихарда Штрауса — большое бравурное произведение для оркестра, которое смог осветить контролируемую силу и мощь, неотразимые всплески и вспышки, введя всех нас в опьяняющую нереальность.
4-ая Симфония Чайковского явилась просто чудесным откровением. Никакого пафоса, никакой преувеличенности со стороны дирижера Арнольда Каца. Все просто, чувственно, точно, вдохновенно. Лиризм появляется сам собой, и все оркестровые идеи Чайковского каждый раз приобретают свои истинные размеры.
Франция, «Фигаро»
Чайковский — суперстар!
Необсуждаемо! Никто не может состязаться с великими русскими оркестрами в исполнении их музыки! На втором вечере международного фестиваля классической музыки филармонический оркестр из Новосибирска дал тому бесспорное подтверждение, и дирижер оркестра Арнольд Кац показал себя равным Мравинскому, Рождественскому, Светланову и другим, может быть, немного более с тем, что называется энергией — бьющая, смешивающая мастерски контролируемое напряжение, вдохновение, безграничную фантазию.
«Холодно нам? Никогда!» Казалось, именно это хотели сказать нам сто сибирских музыкантов, возглавляемые своим дирижером, великолепные струнные, духовые, деревянные и ударные, все отработанные, значимые и ценные тембры. Просто удовольствие смотреть на прелестных «новосибирячек», стройных и элегантных как топ-модели, рядом со своими мужественными блистательными партнерами.
Франция, «Фигаро»
«Четвертая» вне правил
Чайковский в добром здравии! Живой и здоровый! Вот это новость! Это «Четвертая симфония», возможно, самая красивая, вне всяких общепринятых догм, явилась апофеозом на этот празднике звучания, предложенного нам Арнольдом Кацем и его музыкантами. Блистательная, восхитительная, с русской глубокой поэзией и огненным, дьявольски прекрасным allegro con fuoco оставила зал в полном восторге!
Бешеные овации и раскаленный бис — отрывок «10-й» Шостаковича как признание искусства и вместо прощания …а не поехать ли нам в Новосибирск?
…аплодировать сибирякам их новой сногсшибательной манере исполнения. Одной публике известно, в чем заключается секрет неописуемого триумфа сибиряков. Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе не ошиблись. Новосибирский оркестр один из лучших в России. Это лучший оркестр, когда либо принятый под сенью деревьев парка замка Флоран.
Франция, «Меридиональ»
Мастера из Сибири
Созданный в 1956 г., филармонический оркестр побывал в Великобритании, Германии, Италии, в Нанте он участвовал в церемонии открытия Дворца конгрессов. Везде концерты этого коллектива вызывали восторг и воодушевление публики и критики.Это один из лучших русских оркестров, сравнимый со своим собратом из Санкт-Петербурга, — сказали Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе.
Франция, «Монд»
Германия
Более четырех десятилетий руководит А. Кац симфоническим оркестром в Новосибирске, необычайно длительное время, в течение которого два или даже три поколения музыкантов играли под управлением одного и того же дирижера… За время гастролей новосибирцы подтвердили свой высокий уровень и то, что А. Кац по-прежнему уверенно держит оркестр в своих руках.
Германия, «Штуттгартер Зейтунг»
Выдающаяся игра оркестра под управлением дирижера-виртуоза А. Каца была вознаграждена публикой долго несмолкающими аплодисментами. Еще столетие назад Новосибирск являл собой незаметную сибирскую деревню. И за это время полуторамиллионный город превратился в экономический и культурный центр России в ее азиатской части. И будучи таковым он имеет сейчас и замечательный симфонический оркестр.
Дирижеру и педагогу А. Кацу было поручено в 1956 году создать в сибирской столице такой оркестр, в который бы он принимал выходцев крупнейших консерваторий страны. Созданный таким образом оркестр под его управлением несет с тех пор в себе черты личности А. Каца. Все подвергается филигранной обработке, причем поседевшего за это время дирижера по-прежнему отличает присущий только ему шарм.
Германия, «Нью Улмер Зейтунг»
Политический поворот в отношениях между Востоком и Западом оказал большое влияние и на музыкальную жизнь. Кто знал ещё несколько лет назад, что на российских просторах наряду с давно известными элитными оркестрами из Москвы и бывшего Ленинграда существуют и другие оркестры, достойно соперничающие сейчас с оркестрами мирового уровня?
По приглашению концертной дирекции Маннгейма симфонический оркестр Новосибирска выступал в заполненном до отказа Моцарт-зале. Сибирская столица, как стало сейчас известно, отличается богатой культурной жизнью, прежде всего благодаря ее консерватории, с которой консерватория Гейдельберга-Маннгейма в течение нескольких лет поддерживает тесные партнерские отношения. Оркестр существует более 40 лет, его основатель и главный дирижер А. Кац и ныне стоит за пультом. Слушать оркестр — событие.
Всё началось с исполнения Россини, окрашенного в русские тона: увертюра к Сороке-воровке оказалась хорошим уроком для всех, кто считал, что эту музыку можно играть только легко и грациозно, как это должно быть лишь в камерном исполнении. Ничего подобного. Кац управлял своим оркестром с такой виртуозной властностью, что поначалу казалось, что играют военный марш, но что это? Вдруг всё начало искриться и сверкать, темы полились из огромного оркестра, словно жемчужины, нанизываемые на одну нить, и можно было лишь дивиться изяществу исполнения духовых инструментов и элегантной живости смычковых. Исполнение было блестящим. Но это явилось лишь прелюдией к главному произведению вечера, редко звучащей Третьей симфонии С.Рахманинова.
Германия, «Маннгеймер Морген»
Музыканты из Новосибирска, которых здесь уже знают, и на этот раз подтвердили свое незаурядное мастерство, что лишний раз подтвердило исполнение Патетической симфонии Чайковского…
Германия, «Штуттгартер Нахрихтен»
Симфонический оркестр из Новосибирска своим технически совершенным, умело контролируемым и глубоко эмоциональным исполнением, успеху которого несомненно способствовала точно очерченная дирижерская линия, произвел неизгладимое впечатление. Здесь не было ни показного трагизма, ни излишней мощи в звучании, но именно в этой благородной сдержанности — будь то во время упоительного 5/4 размера второй части или при медленном умолкании в заключительной — везде ощущался трагизм бытия: приход смерти неотвратим…
Германия, «Нюрнбергер Зейтунг»
Симфонический оркестр из Новосибирска под управлением Вольдемара Нельсона на фестивале Pro Musica в Нюрнберге: восторженный прием, сопровождаемый возгласами браво.
Во время фестиваля музыки Festival des Horens в 1990 г. в Эрлангене они завоевали симпатии революционными шедеврами новой музыки 20-го века, на этот раз они предложили классическую стандартную программу: Бетховен, Брамс, Чайковский.
Новосибирцам под управлением В. Нельсона удалось сломить нежелание публики слушать, казалось бы, заигранные произведения не только благодаря совершенной технике игры, но и неожиданно интересной интерпретации, вызвавшей бурю одобрения и крики браво. Во время исполнения скрипичного концерта Брамса (солистка 16-летняя скрипачка из Мюнхена Юлия Фишер) дирижер В.Нельсон умело сдерживал оркестр (как бы отодвигая на второй план). Затем он смог предложить такое исполнение Патетической симфонии Чайковского, которое заставило услышать ее по-новому, вызвав восторг и отодвинув слезливые настроения от предчувствия смерти, таким образом, сместив акценты в самом значительном музыкальном творении Чайковского, словно тот прожил еще сорок лет, и привнеся положительное звучание. Лаконизм, присущий современному музыкальному стилю, лишенный даже тени заигрывания со слушателем, лаконизм, от которого захватывает дыхание.
Германия, «Абендзейтунг»
«Я, конечно, знал, что оркестр из Новосибирска очень хороший. И сегодня я сам в Новосибирске им дирижирую. Мои надежды оправдались тысячу раз! У вас такой оркестр, что весь мир должен вас услышать.»
Юстус Франц, май 2011
Блеск российской музыкальной культуры
Новосибирский академический симфонический оркестр на концерте в Аахене.
«Двумя «боевыми конями» из богатого наследия русской музыки и литературы Новосибирский академический симфонический оркестр открыл свое выступление в переполненном зале Aachen Eurogress: концертом для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова и Симфонией № 6 Чайковского «Pathdtique», которые сформировали по-настоящему привлекательную программу, дополненную в начале блестящей увертюрой М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».
С Томасом Зандерлингом, прославленным дирижером во главе оркестра, и пианисткой Валентиной Лисицей этот концерт может считаться исключительным опытом. Блеск российской оркестровой культуры раскрылся уже в самом начале при захватывающем исполнении Увертюры Глинки. Оркестр из Новосибирска был принят с большим энтузиазмом. Высокие качества его игры были очевидны с первых тактов.»
Герт Хольтмейер, Германия, Аахен, 4 марта 2016, зал Eurogress
Япония
Я давно не слушал такой интересный концерт: прекрасная мелодичность и яркая индивидуальность: вот в чем настоящая прелесть концерта.
Новосибирский оркестр очаровал слушателей сразу после начала концерта. Вокализ Рахманинова. Струнные инструменты играют основную мелодию, очень тонко, к которой присоединяются очень нежно деревянные духовые инструменты и валторны. Во время антракта мой знакомый сказал, что маэстро Кац выглядит как актер Кабуки. Я согласен, потому что у него есть прочно установленная свойственная великая форма (как у актера Кабуки).
5-я симфония Чайковского исполнялась в немного быстром темпе и звучала бегло, но часто чувствовалась их уверенность: это наш Чайковский. Хотя Саппоро и Новосибирск — города-братья, большинство жителей Саппоро не знало, что в Новосибирске есть такой очаровательный оркестр.
По-моему, этот концерт стал вызовом, присланным нам на соревнование. Япония, «Хоккайдо» Самыми лучшими были впечатления от выступления одного из известнейших в России коллективов — Новосибирского академического симфонического оркестра. В программу выступления (24 ноября 2005 г., Большой зал Санкт-Петербургской филармонии) вошли знаменитые произведения Чайковского, в том числе Шестая симфония, Серенада для струнного оркестра. Программа была насыщенной однако оркестр показал высочайшее исполнительское мастерство, и благодарная публика не жалела сил на аплодисменты великому маэстро Арнольду Кацу.
Япония, журнал «Онгаку Но Томо», С. Хигаси
Великобритания
Основной визитной карточкой Каца была Патетическая Чайковского. Дирижер, сдержанный в своих движениях, добился тонкой градации тона и громкости в пределах, требуемых Чайковским. Духовые инструменты заслужили особые овации в конце симфонии, в известной степени благодаря мрачному тягучему звуку фагота и типично восточному резкому звучанию медных духовых. Звучание струнной группы было теплым и однородным.
Игра была исключительного класса: если струнная группа основа любого оркестра, то здесь она и душа его, потому что мощный звук сочетался с высочайшей исполнительской дисциплиной и техникой, что мы услышали и во второй части 2-й Симфонии Рахманинова. Теперь, когда у нас есть настоящий зал, большие оркестры из России часто выступают в Нортхемптоне. Обычно они отличаются мощным звуком и мелодраматическим подходом, но в этот раз все было по-другому. Из Новосибирска, города, специализирующегося в науке и культуре, приехал оркестр с очень тонким и научным пониманием термина музыкальность, оркестр, который может поспорить с оркестрами Запада.
Достойным началом стало исполнение Ночи на Лысой горе Мусоргского. Финал казался вообще волшебным… Вторая симфония Рахманинова получила благородное и достойное прочтение, могущее поспорить с более распространенным исполнением. Кац безупречно исполнил эту вещь, а игра музыкантов отличалась теплотой и глубиной.
Великобритания, «Йоркшир ивнинг пост»
Испания
Симфония-концерт Прокофьева и Ростроповича
Новосибирский симфонический оркестр, приехавший из Сибири в жаркие Севилью и Валенсию, наконец, оказался в Мадриде с его нулевой температурой, чтобы подготовиться к возвращению домой. Но сотрудничество с виолончелистом наполняло оркестр теплом. Огромная трудность произведения проявляется именно тогда, когда солист достигает таких высот исполнения. Но все прошло на таком высоком уровне, что никого уже не удивило совершенство исполнения Шахеразады Римского-Корсакова, входившей во второе отделение концерта. Оркестром с безупречной виртуозностью дирижировал маэстро Арнольд Кац. В конце концерта он снова обратился к Прокофьеву, исполнив на бис Классическую симфонию, чтобы дать благодарной публике возможность еще немного насладиться музыкой…
Испания, «Эль Паис»
О записи антологии (3 CD) произведений Танеева фирмой Naxos:
«Томас Зандерлинг точно попадает в нерв этих партитур, и оркестр играет с редким по красоте звуком струнных и яркостью меди»
«Фоно Форум», август 2010
«В руках Томаса Зандерлинга – один из лучших ансамблей сегодняшней России. Сильная, но не грубая чистая медь. Зандерлинг не насилует музыку, а дает возможность ей раскрыться. Кульминации как бы зреют изнутри. И оркестр это делает превосходно.»
«Франкфутер Аллгемейне Зейтунг», июнь 2010