15–20 мая 2017 г.
С 15 по 20 мая 2017 Новосибирский академический симфонический оркестр совершил гастрольный тур в Европе. Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса коллектив дал 6 концертов в городах Италии, Словении, Хорватии. Солировал во всех программах Вадим Репин.
В Teatro Donizetti ( Бергамо), Teatro Grande (Брешия), Teatro Ristori (Верона), Teatro Giovanni da Udine (Удине), Cankarjev Dom (Любляна), Lisinski Hall (Загреб) были исполнены скрипичные концерты Бруха, Прокофьева (Второй), сочинения Чайковского: фантазия «Франческа да Римини», сюита из балета «Спящая красавица», Итальянское каприччио; симфоническая сюита «Шехеразада» и Испанское каприччио Римского-Корсакова, Пятая симфония Бетховена.
29 февраля–11 марта 2016 г.
В Испании были исполнены: Четвёртая симфония Чайковского, Пятая симфония Шостаковича, Концерты для скрипки с оркестром Брамса, Чайковского, Шостаковича. Солистки Алёна Баева и Летиция Морено.
В Германии и Австрии были исполнены: Шестая симфония Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова. Солистка Валентина Лисица.
Концерты в Германии и Австрии открывались увертюрой к опере Глинки «Руслан и Людмила»
Программа в Санкт-Петербурге проходила в рамках III Международного Транссибирского Арт-фестиваля – предваряла его открытие в Новосибирске и состояла из увертюры к опере Вебера «Оберон», Первого концерта Венявского для скрипки с оркестром и Четвёртой симфонии Чайковского.
Солистка Моне Хаттори.
Гастрольный тур включил три концерта в Турине и Вероне. В гастрольном туре по Италии Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил три программы. Все концерты прошли под руководством Гинтараса Ринкявичуса, художественного руководителя и главного дирижёра коллектива.
Выступления 9 и 10 сентября состоялись в Турине в Зале Джованни Аньелли (Auditorium Giovanni Agnelli). Главная концертная площадка Турина располагается в перестроенном корпусе автомобильного завода «Фиат» и носит имя главы компании. Зал был создан одним из родоначальников стиля хай-тек, соавтором проекта парижского Центра Помпиду, легендарным архитектором Ренцо Пиано. Открытие состоялось в 1994 году: концертом Симфонического оркестра Берлинской филармонии тогда дирижировал Клаудио Аббадо. Зал вмещает 1900 слушателей.
9 сентября на этой концертной площадке Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил Третью и Пятую симфонии Бетховена, 10 сентября здесь прозвучали сочинения Чайковского: Концерт для скрипки Ре мажор и Шестая симфония. Солист – Итамар Зорман, победитель XIV Международного конкурса имени Чайковского (2011 год).
Программа музыки Чайковского вновь прозвучала 11 сентября в ведущем и старейшем зале Вероны – Teatro Filarmonico. Театр был открыт в 1732 году, сегодня он является одним из ведущих в Европе.
Во второй половине сезона запланировано еще несколько европейских турне Новосибирского академического симфонического оркестра. Весь сезон коллектив проведет под знаком 60-летнего юбилея.
24 февраля – 1 марта 2014 г.
С 24 февраля по 1 марта 2014 г. Новосибирский академический симфонический оркестр совершил турне по городам Испании. В прошлый раз коллектив выступал в этой стране в 2006 г. с маэстро Арнольдом Кацем.
Валерий Карчагин, народный артист России, концертмейстер оркестра, рассказал о гастролях:
«Мы сыграли четыре концерта в престижных залах испанских городов Овьедо, Мадрида, Мурсии и Логроньо. Концертные площадки были чудесные с замечательной акустикой. Чрезвычайно порадовало то, что нас там ждали и помнили по предыдущим выступлениям. Было очень много радостных встреч, много впечатлений от совместной работы с испанским дирижером Сесаром Альварезом, который принимал непосредственное участие в организации гастролей.
Залы были полны. С нами играли два замечательных солиста: Екатерина Мечетина, выступившая трижды со Вторым и Третим фортепианными концертами Рахманинова, и Денис Мацуев, который исполнил в Мадриде Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Два последних концерта мы провели под управлением нашего художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса, который, как и всегда, вызвал очень воодушевленный прием. Публика была в восторге! После концерта мы очень долго играли бисы, которые также вызвали большой ажиотаж: слушатели вставали, зал гудел, кричали «браво», выражали благодарность.
Организация тура была на высоте. Несмотря на жесткий график с практически ежедневными переездами и концертами в день переезда, организаторы старались обеспечить нам хороший, хотя бы тот минимальный отдых, который был возможен при столь плотном графике. У нас были хорошие отели, очень теплый прием. Благодаря администрации оркестра мы быстро и ловко расселялись по номерам. В результате, тот минимум времени, который был отпущен на отдых, мы все-таки имели. Несмотря на сложности, Новосибирский академический симфонический оркестр свой творческий долг выполнил с честью!»
Беседовала Анна Пронина
Испанский дирижер Сесар Альварес о гастрольном туре по Испании Новосибирского академического симфонического оркестра
25 февраля — 1 марта 2014 г.
«Я очень ценю уровень Новосибирского академического симфонического оркестра. И не только я один. В Испании до сих пор помнят концерты с Арнольдом Кацем 1990-х – 2000-х годов. Оркестр уже давно не гастролировал в Испании. Мое предложение, как арт-директора компании по организации гастрольных туров, привезти в Испанию новосибирский оркестр, вызвало у партнеров огромный интерес и эмоциональный отклик. Они начали бурную деятельность по организации концертов и продаже билетов.
Концерты состоятся на престижных площадках, где ежедневно перед аудиторией, насчитывающей от 1800 до 2300 слушателей, выступают мировые звезды. В выборе программы мы ориентировались, прежде всего, на публику. В качестве солистов выступят Денис Мацуев и Екатерина Мечетина. В Испании они не раз играли, их хорошо знают. Это оказался хороший вариант. Солистам идея сыграть в Испании с Новосибирским симфоническим оркестром также очень понравилась.
Мы запланировали четыре концерта. Первый концерт будет на севере Испании – в городе Овьедо. Этот город славится своей культурой. В нем имеется старинный оперный театр, шикарный зал на 2300 мест. В Овьедо два симфонических оркестра, с которыми я плотно работаю. Один из них состоит из музыкантов известного оркестра Спивакова «Виртуозы Москвы». Во время перестройки они практически в полном составе переехали в этот город вместе со своими семьями.
В Овьедо выступают выдающиеся музыканты современности. В этом году: Евгений Кисин, Григорий Соколов, Гидон Кремер, Кент Нагано и Монреальский симфонический оркестр, филармонические оркестры БиБиСи и Ла Скала. В этот перечень вошли Екатерина Мечетина и Новосибирский академический симфонический оркестр.
Второй город гастрольного тура – Мадрид. Денис Мацуев и новосибирский симфонический оркестр сыграют в Национальном концертном зале – главной испанской концертной площадке на 2300 мест. Здесь же в этом сезоне выступали Марта Аргерих, Анна-София Муттер, Максим Венгеров, Миша Майский. В Овьедо и Мадриде дирижирую я.
Третьим и четвертым городами станут Мурсия и Логроньо. Здесь будет дирижировать Гинтарас Ринкявичус. Для меня город Мурсия особо любим, так как я там работал главным дирижером в местном оркестре. В этом городе находится прекрасный зал на 1800 мест, один из лучших с акустической точки зрения. Мурсия в музыкальном плане очень интересный город. В Логроньо находится старинный театр, проходят интересные циклы камерной музыки, в которых участвуют известные музыканты.
В Испании об оркестре самые лучшие воспоминания. Публика ждет его!»
Беседовала Анна Пронина
Гастроли 2014, Испания
24 февраля – 1 марта 2014 г.
24 февраля Новосибирский академический симфонический оркестр отправляется в гастрольный тур по Испании. Первый концерт состоится 25 февраля, последний – 1 марта – всего 4 концерта.
В этом напряженном графике концерты пройдут в городах Овьедо, Мадриде, Мурсии, Логроно (соответственно).
25 и 26 дирижирует Сесар Альварез (Испания), 27 февраля и 1 марта – Гинтарас Ринкявичус, художественный руководитель и главный дирижер оркестра.
Солисты: Екатерина Мечетина (25, 27 февраля, 1 марта) и Денис Мацуев (26 февраля).
В программах: Чайковский – Симфонии № № 5 и 6, увертюры «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини»; Рахманинов – Второй и Третий фортепианные концерты.
Екатерина Мечетина исполнит оба концерта, Денис Мацуев — Третий концерт (Мадрид, Auditorio Nacional).
Гастроли проводит испанская фирма Goldberg Ediciones S.L.
Татьяна Шиндина
В сентябре 2013 г. Новосибирский академический симфонический оркестр выступил в филармониях Сургута и Тюмени
21 – 23 сентября 2014 г.
В сентябре 2013 г. состоялись гастроли Новосибирского академического симфонического оркестра в Сургуте и Тюмени. 21 сентября в Концертном зале Сургутской филармонии оркестр открыл I Международный фестиваль искусств «60 параллель», 23 сентября – абонемент «Vivat, оркестр!» Тюменской филармонии.
Под управлением главного приглашённого дирижёра оркестра Фабио Мастранжело были испонены увертюры к операм «Сицилийская вечерня», «Луиза Миллер» Верди, увертюра к опере «Сорока-воровка» Россини, Восточные танцы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и Четвертая симфония Чайковского.
В канун открытия фестиваля в беседе с журналистами Анна Литвин, директор оргкомитета фестиваля «60-я параллель», подчеркнула: «С выбором участников мы не ошиблись: на концерт Новосибирского симфонического оркестра, который открывает фестиваль, в кассе не осталось ни одного непроданного билета… Это наглядно показывает, что у нашей публики есть духовная потребность в высоких образцах классического и мирового искусства» (И. Барканова «Место, где пересекаются параллели», Сургутские ведомости, № 38, 2013).
На вопрос журналистов о смерти классической музыки, маэстро Фабио Мастранжело иронично ответил: «Музыка умирает?! При полных концертных залах… Ну пускай так и умирает!»
В публикации «Хороший музыкальный вкус – хорошее начало» информационного агентства СИА-ПРЕСС (от 23 сентября 2013 г.) отмечено, что выступление Новосибирского академического оркестра в Сургуте стало «шикарнейшим стартом фестивалю «60-я параллель», подарив «не только эстетическое удовольствие, но и чувство гордости за Россию». Корреспондент подчеркнула, что «взаимоотношение оркестр-дирижёр существовало на невероятно чутком уровне».
Проект осуществлён благодаря выигранному гранту по федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2016 годы)», при поддержке Министерства культуры Новосибирской области.
Анна Пронина
В октябре 2012 года оркестр принял участие в ежегодном фестивале на острове Узедом (Германия, Польша)
В октябре 2012 оркестр принял участие в ежегодном фестивале на острове Узедом (Германия, Польша), выступив с тремя концертами в гг. Пенемюнде, Свинемюнде, Вольгаст.
Программы по заказу арт.директора фестиваля Томаса Хуммеля были составлены следующим образом:
Пенемюнде ( по словам обозревателя газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, «в месте ужаса, месте отправления в путь, тщательно заминированном участке земли на краю рая, гитлеровском испытательном учреждении сухопутных войск»): Чайковский — ода «К радости», Бетховен – Девятая симфония.
Свинемюнде: Чайковский – Элегия для струнных, Шнитке – Концерт для фортепиано и струнного оркестра (солист Андрей Хотеев), Чайковский — Серенада для струнных.
Вольгаст: Прокофьев – Классическая симфония, Чайковский — Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (солист Александр Бузлов), Глинка – Вальс-фантазия, Чайковский – «Моцартиана». Дирижировал Томас Зандерлинг.
В Германии существует традиция – накануне Нового года по всей стране по радио транслируют Девятую симфонию Бетховена — в этом году это будет Девятая симфония в исполнении Новосибирского оркестра, Rundfunkchor Berlin, NDR Chor — хоров Берлина и радио Северной Германии — и немецких солистов: Марии Булгаковой (сопрано), Марины Пруденской (меццо-сопрано), Стива Давислима (тенор), Дмитрия Иващенко (бас).
Затем гастроли продолжились под управлением маэстро Ринкявичуса: Вильнюс (Литва, Концертный зал Дворца конгрессов — здесь работает Литовский государственный симфонический оркестр под управлением Маэстро), Тарту, Йохви (Эстония), Санкт-Петербург (Большой зал филармонии), Москва (Концертный зал им. Чайковского). Неизменно звучала Третья симфония Рахманинова, везде, кроме Москвы – Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (солист Лукас Генюшас), в Москве – Первый фортепианный концерт Грига (солист Андрей Диев). В Вильнюсе и Москве фортепианные концерты предварялись первой сюитой Грига из «Пер Гюнта», в остальных городах – Вокализом Рахманинова.
Концерт в Концертном зале им. Чайковского транслировался on-line, его можно было послушать на сайте Московской государственной филармонии «meloman.ru».
О концерте в Большом зале Петербургской филармонии на сайте «Вече Санкт-Петербурга» в разделе «Культурные новости» — «Филармонический Петербург в октябре» было отмечено: «Надолго запомнится петербуржцам Рахманинов в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под руководством Гинтараса Ринкявичуса: новосибирцы подтвердили свою высочайшую репутацию, заработанную в годы, когда коллективом руководил маэстро Арнольд Кац».
Татьяна Шиндина
В гастрольной карте коллектива появилась еще одна страна — КНР
17-го мая оркестр сыграл концерт в крупнейшем концертном зале Шанхая — зале Ориентал Арт Центра (www.en.shoac.com.cn), по приглашению организаторов Шанхайского Весеннего Международного Музыкального Фестиваля. Он прошел с 28-го апреля по 18-е мая и ведущие оркестры мира были представлены Новосибирским симфоническим оркестром. Под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра маэстро Гинтараса Ринкявичуса были исполнены сочинения Мусоргского –«Ночь на Лысой горе» и Чайковского – «Итальянское каприччио», Вальс и Элегия из Серенады для струнного оркестра и Шестая симфония. Кстати, программа была выбрана с учетом пожеланий приглашающей стороны. Организаторы хотели услышать русскую музыку и прежде всего Чайковского.
Шанхайский Весенний Международный Музыкальный Фестиваль (SSIMF) – старейший фестиваль в Китае. Он был организован в 1960 году ассоциацией музыкантов Шанхая и в течение своей истории представлял и представляет музыку и танцевальное искусство самых разных направлений и жанров. Его девиз – Мир, Дружба, Гармония. В 2001 году у фестиваля появилось еще название — «Шанхайская весна». Свою задачу фестиваль видит в том, чтобы осуществлялся обмен культурами, чтобы в нем участвовали артисты самого высокого международного уровня. При подготовке каждого фестиваля его устроители используют радио, телевидение, проводят конференции, читают лекции, распространяют информацию об участниках, программах.
Генеральный консул России в Шанхае Андрей Смородин поздравил наш оркестр с возможностью принять участие в этом престижном фестивале, а публику с тем, что она познакомится с замечательным и хорошо известным на родине Новосибирским симфоническим оркестром. Этот концерт, отметил он, послужит укреплению культурных связей между двумя державами.
О том, что великая музыка понятна людям, говорящим на абсолютно непонятных друг другу языках, свидетельствует реакция слушателей. Когда угасли последние ноты Шестой симфонии, никто не закричал «браво», не зааплодировал. Зал, кажется, вздохнул только когда отзвучали мгновения скорбной тишины, вздохнул одновременно с оркестром и с маэстро. И только потом публика отдала должное мастерству исполнения: последовали долгие овации, вызовы маэстро, рукоплескания каждой группе оркестра.
И Мусоргский, и «Итальянское каприччио», и пьесы из Серенады – всё было принято с энтузиазмом, а уж исполненная на бис «Фарандола» Бизе просто взорвала зал Ориентал Арт Центра! Впечатление от выступления оркестра, от личности маэстро Ринкявичуса было такое, что организаторы готовы были пригласить оркестр сразу же на следующий фестиваль. Будем надеяться, что это произойдет.
Гастроли прошли при содействии Международного агентства Katerina Sokolova Artists
www.katerinartists.com
Татьяна Шиндина
Фото — Е. Соколова
Программа фестиваля
Сайт зала
Оркестр выступил в Тюмени на VI-м фестивале «Крещендо» по приглашению арт-директора Дениса Мацуева
29 – 30 сентября, 1 октября 2010 г.
Были исполнены сочинения:
для гобоя – Моцарт. Концерт До мажор (А.Огринчук);
для фортепиано – Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» (Д.Мацуев),
Лист. Концерт № 1 Ми-бемоль мажор (Е.Мечетина);
для скрипки – Паганини. Концерт № 5 Ля мажор (С.Крылов);
для альта – Брух. Романс для альта с оркестром (М.Рысанов);
для скрипки и альта – Брух. Двойной концерт.
Моцарт. Симфония-кончертанта (А.Баева, М.Рысанов);
для виолончели — Блох. «Шломо»,
Паганини. Вариации на тему из оперы Россини «Моисей в Египте»
(А.Бузлов),
Сен-Санс. Концерт № 1 ля минор (Т.Васильева);
для альпийского рога, валторны и корно да каччио –
Шилклопер. «Алььпийская тропа», «Дань», «Фига» (А.Шилклопер);
для гитары — Родриго. «Аранхуэс» (Д.Илларионов);
В первый вечер была также исполнена Симфония Дворжака «Из Нового Света». Дирижировали Сергей Смбатян, Юрий Ткаченко, Александр Сладковский.
В 2012-м году фестиваль пройдет в Новосибирске.
Фестиваль «Звёзды на Байкале»
7 – 8 сентября 2010 г.
Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Спивакова открыл иркутский фестиваль «Звёзды на Байкале». Солистами в концерте выступили скрипач Вадим Репин и художественный руководитель фестиваля «Звёзды на Байкале», пианист Денис Мацуев.
Владимир Спиваков, неоднократно выступавший с Новосибирским академическим симфоническим оркестром в качестве солиста, впервые встал за его пульт. По словам директора оркестра Льва Крокушанского, маэстро Спиваков высоко оценил класс новосибирского коллектива, подчеркнув, что оркестр демонстрирует европейский уровень игры. Оркестр и солисты исполнили на концерте произведения Чайковского.
Под управлением Гинтараса Ринкявичуса на фестивале были исполнены:
7 сентября
Дворжак – Концерт для виолончели с оркестром (А.Князев)
Чайковский — Симфония № 4
8 сентября
Чайковский — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
(М.Могилевский)
Прокофьев – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
(А.Могилевский)
Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром (С.Крылов)
Моцарт – Симфония-кончертанта (переложение для скрипки и
виолончели, С.Крылов и А.Князев)
Новосибирский академический симфонический оркестр закрыл концертный сезон Пермской филармонии
8 июня 2010
8 июня 2010 Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Г.Ринкявичуса дал концерт в Большом зале Пермской краевой филармонии. Оркестр был приглашен на закрытие 74-го сезона. Концерт прошел под знаком «Великие имена. Великие даты» и был посвящен 200-летию со дня рождения Р.Шумана и 170-летию со дня рождения П.Чайковского. Прозвучали «Итальянское каприччио» и Четвертая симфония Чайковского и Фортепианный концерт Шумана в исполнении Э.Вирсаладзе.
Проект был осуществлен при участии группы компаний «Зодиак» и транспортно-логистической компании «Байт-транзит»
Татьяна Шиндина
В апреле 2009 года Новосибирский академический симфонический оркестр провел гастроли в Санкт-Петербурге и Москве
15–16 апреля 2009 г.
Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса оркестр дал два концерта:
15 апреля
Большой зал Санкт-Петербургской филармонии
Солист Александр Князев
Д. Шостакович – КОНЦЕРТ №2 для виолончели с оркестром
П. Чайковский – СИМФОНИЯ №5
16 апреля
Концертный зал им. Чайковского
Солист — Вадим Репин
П. Чайковский – СИМФОНИЯ №5
Я. Сибелиус – КОНЦЕРТ для скрипки с оркестром
Концерты прошли с огромным успехом. Публика и в Санкт-Петербурге и в Москве устроила овацию солистам, особенно Алексею Лисовицкому — первой валторне — после 5-й Симфонии Чайковского, всем солистам и оркестру в целом. Маэстро Ринкявичус произвел подлинный фурор, его вызывали много раз. Зал был наполнен криками «браво», несмолкаемым топотом. Все встали и стоя продолжали выражать свой восторг. Солисты А.Князев (С-Петербург, Второй виолончельный концерт Шостаковича) и В.Репин (Москва, Скрипичный концерт Сибелиуса) не обманули ожиданий публики. Их исполнение было, как всегда, на высочайшем уровне, и ансамбль Оркестр — Солист — Дирижер оказался более чем превосходным.
Но этой прекрасной музыки в таком изумительном исполнении оказалось мало восторженной и благодарной публике — она требовала биса. И она его получила – «Фарандола» Бизе и «Либер-танго» Пьяццоллы в оригинальной аранжировке — просто зажгли зал. Неожиданное завершение концертов пришлось публике по вкусу. Оркестр во главе со своим дирижером продемонстрировали высокий класс и гибкость в исполнении сочинений самых разных жанров.
Татьяна Шиндина