Новосибирский симфонический оркестр сыграет Вагнера

8 февраля 2021, 11:23
Художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра Томас Зандерлинг прилетел в Новосибирск, чтобы исполнить с оркестром программу из произведений крупнейших симфонистов XIX века – Рихарда Вагнера и Антона Брукнера. В концертах 12 (ДУ СО РАН) и 13 февраля (Зал имени А.М. Каца) прозвучат Вступление к III действию оперы «Лоэнгрин», Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера и Симфония №6 Антона Брукнера.

Два великолепных оркестровых произведения Вагнера, часто исполняемых в программах симфонических концертов – это Вступление к III действию оперы «Лоэнгрин» и Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда». Опера «Лоэнгрин» основана на легенде о герое, пришедшем из другого мира, в надежде встретить бескорыстную любовь на земле. Рыцарь Грааля напоминал Вагнеру его самого – художника, который обращён к людям с идеалами правды и красоты, но его не понимают. Вдохновленный сюжетом, он написал оперу, в которой не было отдельных хоров, арий – музыка текла непрерывным потоком, и огромную роль играл оркестр. О музыке «Лоэнгрина» восторженно пишет Шарль Бодлер: «Я ощутил одно из тех счастливых состояний, которые почти все наделенные воображением люди переживают в грезах, во сне. Я почувствовал себя свободным от уз тяжести, и память вернула мне то великое блаженство, что разлито в горних сферах…».

Но самым личным произведением Вагнера стала драма «Тристан и Изольда», в которой высказана вся безысходная любовь композитора к жене своего друга и покровителя Матильде Везендонк. Принцип «бесконечной мелодии» здесь достигает самого высокого напряжения. Его знаменитый «тристан-аккорд» – гармония томления – стал символом позднеромантической гармонии, визитной карточкой стиля Вагнера. Темы признания, любовного напитка, освобождения в смерти, страсти, страдания – всё это звучит во Вступлении и «Смерти Изольды», оркестровом произведении, в котором Вагнер объединил увертюру и финал оперы. Последняя сцена представляет собой монолог главной героини над телом возлюбленного, с которым она наконец-то может соединиться навеки.

Четырехчастная Симфония №6 Антона Брукнера, напротив, исполняется редко – будучи написанной в последние годы уходящего века, она значительно отличается от всего симфонического наследия композитора. Её сравнивают с Шестой, «Пасторальной» симфонией Бетховена: это «прославление красоты и величия мироздания, хвалебная песнь красоте земли». Примечательно, что впервые симфония прозвучала в Сибири под управлением Томаса Зандерлинга – при первом знакомстве дирижера с новосибирским оркестром в 1977 году. Теперь, спустя почти 45 лет, снова прозвучит в Новосибирске под управлением маэстро Зандерлинга, одного из лучших интерпретаторов Вагнера и Брукнера.

Перед симфоническими концертами в зале имени А. Каца филармония продолжает цикл рассказов о программах оркестра. 13 февраля в 17:15 на Круглой сцене лекцию о творчестве Вагнера и Брукнера прочтет музыковед Дарья Нехаева.

Обратите внимание: планируется прямая трансляция концерта на сайте, на канале в YouTube и на портале Культура.рф

Наверх