Документальный фильм «Арнольд Михайлович Кац. Помним» представила новосибирской публике режиссер Элла Давлетшина. В фильм включены архивные съемки, кинодокументы, фотографии, интервью, последние съемки маэстро. Об Арнольде Михайловиче Каце в кадре вспоминают Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Захар Брон, Максим и Александр Венгеровы, Вадим Репин и Антон Бараховский.
Первый общественный показ прошел 12 февраля, 13 состоялся сеанс для широкой публики. Предполагалось, что он будет единственным. Но интерес к фильму о легендарном дирижере, основателе Новосибирского академического симфонического оркестра оказался настолько высок, что заставил внести изменения в афишу. На этой неделе «Победа» покажет фильм еще несколько раз, дни и время сеансов уточняются. Элла Давлетшина рассказала корреспонденту «КС» Анне Огородниковой о работе над картиной.
— Элла Хамзинична, когда вы решили сделать этот фильм?
— В девяностые мы много снимали Арнольда Михайловича: репетиции, концерты, уроки. Накопилось довольно много материалов, и к восьмидесятилетию дирижера мы смогли сделать фильм «Маэстро». Прошло время, и стало понятно, что многие фрагменты, которые не вошли в тот фильм, заслуживают внимания — на некоторые вещи я стала смотреть по-другому. Личное отношение важно. Когда я начинала эту работу, некоторые моменты были мне непонятны. Родители Бараховского как-то сказали мне: «Вы — отчаянная! По идее, чтобы снимать такой фильм, надо хотя бы музыкальное образование иметь». Я не музыкант, но на каком-то этапе поняла, что это абсолютно неважно. Важен профессионализм, важно собрать память. Я говорю так не случайно, потому что нужно было точно выстроить эпизоды, чтобы показать, насколько это была уникальная, огромная личность, насколько огромным было его влияние на город, на людей, на музыкантов, и как нам его не хватает. И если мы с помощью кино попадем опять в то время и просто проживем этот час вместе с Арнольдом Михайловичем, то в жизни нам будет немного светлее.
— Фильм очень строгий и лаконичный — ничего лишнего. Вы намеренно избегали нарочитых режиссерских приемов, можно сказать, ушли в тень?
— Арнольд Михайлович настолько эффектный человек, что достаточно было вовремя сообразить, что надо поставить камеру. И другой вопрос, чтобы он не выгнал. Снимать Арнольда Михайловича было довольно трудно, он не очень любил, когда шла съемка, — это мешает работать. Хотя он очень уважительно относился к любой другой творческой работе, такой же трудной, но доверие пришло не сразу. На каком-то этапе, и это произошло довольно быстро, он понял серьезность моих намерений, и отношение к съемкам совершенно изменилось. Просто стоять во время всего концерта на сцене — я не знаю, кому еще он мог это позволить. Были и другие интересные моменты, был длинный разговор о музыке дома у Арнольда Михайловича… Многие темы остались за кадром. Но главное — то, что происходит в кадре, а не за кадром. И потом, вы помните, что сказал Арнольд Михайлович: «Дирижирование — это магия. Дирижер — этот тот, кто «над», а не «в». Режиссер – тоже «над».
— Вам посчастливилось много общаться с таким уникальным человеком. Чему вы у него научились?
— Я не думала об этом во время работы. Режиссерская работа имеет свои особенности: ты поглощен задачами, которые перед тобой стоят. Но в последние дни перед выпуском этого фильма я вдруг ощутила, поняла природу жесткости, которая порой проявлялась у Арнольда Михайловича. Он все время чувствовал огромную, колоссальную ответственность, каждый раз, когда выходил на сцену с оркестром. На самом деле каждый раз результат непредсказуем, неизвестно, что получится. Помните, Вадим Репин рассказывал в кадре историю о том, как один из хороших европейских оркестров вдруг «развалился», и Арнольд Михайлович умудрился моментально собрать этот оркестр воедино. Возможно, я научилась у Арнольда Михайловича этой реакции, которая предполагает четкость и в определенной мере жесткость.
— Вы имеете в виду в первую очередь художественную жесткость, а не человеческую?
— Да, это относится к художественной стороне жизни. Это свойство очень пригодилось мне, чтобы собрать эпизоды, справиться с техническими сложностями соединения разных цифровых форматов, заметить лишнее и вырезать интересные сами по себе эпизоды, которые будут мешать или уводить в сторону зрительское внимание. Ведь это обманчивое впечатление, что зрителю было бы интересно смотреть что угодно про Арнольда Михайловича целый час подряд. И это было для меня уроком. Вообще, я столько у него прослушала дирижерских уроков, что я почти могу получить диплом — маэстро так пошутил однажды. Первые полгода нашего общения я многого не понимала, но осознавала абсолютно интуитивно, что это надо снимать. Настоящий разговор о музыке у нас получился только к концу съемок. Тогда появилось у Арнольда Михайловича ощущение, что о чем-то обязательно нужно сказать, бережно сохранить моменты и мысли. Я счастлива, что мне довелось столько времени провести рядом с этим человеком.
— Мы тоже рады, что такой фильм есть, он был нужен городу.
— Мы ставили задачу шире — фильм нужен не только городу. Новосибирцам не надо объяснять, кто такой Арнольд Михайлович Кац. Можно было бы и не лететь к Гергиеву, не ловить Дениса Мацуева и других знаменитых музыкантов. Но присутствие их в фильме раскрывает зрителям, не знавшим Арнольда Михайловича, его пассионарность, его влияние на поколение музыкантов в нашей стране и его место в мировом музыкальном сообществе. Мне хотелось показать истинный масштаб личности, чтобы он был понятен людям, никогда не жившим в Новосибирске, тем, кому не довелось слушать маэстро.
— Будет продолжение?
— Да, будет, но когда — не знаю. Планирую сделать телевизионный вариант — цикл из нескольких получасовых фильмов.
— Фильм хотят увидеть многие, одного сеанса явно недостаточно.
— Сейчас стало понятно, что надо сделать вечерний сеанс, и фильм будет показан еще несколько раз здесь, в кинотеатре «Победа». Сначала мы вообще не предполагали показов для широкой публики, планировался один общественный показ, и все. Потом кто-то сказал: «Зал будет полный, а как посмотреть другим?». Руководство «Победы», эти замечательные люди, пошли навстречу и выделили время для сеансов. Тем более что поклонники музыки уже привыкли ходить в этот кинотеатр на оперные показы. Во время показа люди начинают аплодировать оркестру, и это поразительно. Зрители пришли, и другие придут вспомнить об Арнольде Михайловиче Каце.
— Что еще хотелось бы снять?
— Ничего не хочется. Ничего. Хочется найти силы, деньги и возможности и оставшиеся архивы перевести в цифру, сделать полноценный телевизионный проект. В наших архивах есть уникальные записи: допустим, репетиция Шестой симфонии Чайковского и ее же концертное исполнение, репетиция и концерт «Реквиема», и так далее. Все это надо собрать и устроить тематические просмотры, дни Арнольда Михайловича. Я вижу, что зрители выходят из зала, и им хочется поделиться, рассказать друг другу о своих впечатлениях, поделиться воспоминаниями: что им сказал когда-то Арнольд Михайлович, как они побывали на том или ином концерте. Может быть, постепенно возникнет особый круг, общество поклонников Арнольда Михайловича.
— Вы снимали этот фильм по заказу государства?
— Прямого заказа не было, но работу над фильмом частично финансировало министерство культуры Новосибирской области, без этого я ничего не смогла бы сделать. Думаю, сотрудничество будет продолжаться, потому что по-другому просто не должно быть. Мы также благодарны за поддержку «Сибирскому Фонду современного искусства», Западно-Сибирской киностудии и всем, кто помогал в создании фильма. Имя Арнольда Михайловича открывает все двери и все сердца.
Беседовала Анна Огородникова,
ksonline.ru