При всем многообразии музыкальных событий на Транссибирском фестивале — симфонические программы, камерные, мастер-классы — сольные концерты пианистов случаются совсем не часто. За прошедшие восемь лет вспоминаются всего два: Даниила Трифонова и Константина Лифшица. Третий состоялся 6 апреля в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца, и это был рецитал Николая Луганского.
В Новосибирске Николая Луганского знают и любят — он регулярно участвует в здешних филармонических концертах, а на Транссибирском Арт-фестивале выступает третий раз. О своем отношении к городу и фестивалю говорит очень тепло.
Николай Луганский: «Я очень люблю здесь бывать… Я иногда скептически отношусь к фестивалям, но то, что делает здесь Вадим Репин — это в значительной степени про музыку, а не про то, что вокруг музыки. Мне здесь очень нравится, здесь какая-то удивительная публика. Такое впечатление, что когда у исполнителя силы на исходе, публика так поддерживает, что сразу хочется играть. И я очень люблю этот зал. Я считаю его одним из самых достойных среди новых. Здесь можно играть и камерную музыку, и симфоническую. И люди, которые на этом фестивале работают, этим действительно живут. Первый раз я в Новосибирск приезжал очень давно, играл здесь еще с Арнольдом Михайловичем Кацем, но вот сольный концерт у меня здесь, по-моему, только второй».
К клавирабендам на Транссибе отношение особенное — они случаются не часто, и уже поэтому интригующи и желанны. 6 апреля в Концертном зале Новосибирской филармонии был аншлаг, которому бы сегодня позавидовали не только европейские залы, но и столичные, где по-прежнему разрешено только 50%-е наполнение. А публика здесь действительно особенная, для нее такой концерт — не только прекрасная музыка в прекрасном исполнении. Это возможность размышлять — об искусстве, о жизни, о себе. Тем более, что программа Николая Луганского к этому весьма располагала: в первом отделении — две поздние сонаты Бетховена (Тридцатая и Тридцать вторая) с их «выходом» в запредельный мир и обретением абсолютной истины; во втором — «Эстампы» Дебюсси, с их почти осязаемыми образами и ощущением счастья от каждого пережитого мгновения — будь то звонкие и веселые капли дождя, таинственные и волнующие звуки южной ночи в Гранаде или созерцание величественных пагод, и семь избранных Этюдов-картин Рахманинова — отклик мятущейся души на события противоречивой, порой жестокой и весьма реальной действительности. Впрочем, подобные «поэтические» построения — это тот шлейф впечатлений, который остается у слушателя после концерта. Сама же творческая «кухня» пианиста более прозаична.
Николай Луганский: «Программы обычно складываются по более прозаическим и бытовым соображениям, чем по высокодуховным. Бетховена я записал минувшим летом в Большом зале консерватории с огромным удовольствием. Дебюсси — я когда-то играл на бис „Сады под дождем“, и теперь на карантине с удовольствием выучил еще две пьесы из „Эстампов“. „Этюды-картины“ — мое первое обращение к Рахманинову 35 лет назад. 33 опус я поигрывал, а 39-й — почти не играл. Захотелось вернуться к этой музыке. А вот их количество и порядок Этюдов-картин в программе каждый раз определяется конкретными условиями концерта. Одним словом, и Рахманинов, и Дебюсси, и Бетховен — это все любимые композиторы».
Теперь эти композиторы и эти произведения — любимые и у слушателей, которые пришли на концерт Николая Луганского: настолько убедительно его понимание этой музыки, настолько «заразительна» его любовь к ней, хотя исполнительская манера пианиста остается весьма сдержанной — без красивых жестов, без картинных поз, без выразительных и многозначительных взглядов в зал или в потолок… Луганский просто играет Музыку, и она попадает прямо в сердца слушателей.
Картину дополнили два биса — поэтичнейшая, хрупкая и прозрачная рахманиновская «Сирень» в авторском переложении для фортепиано с невероятными «гроздями» виртуозных пассажей и абсолютный «комплимент» для публики — «Фантазия-экспромт» Фридерика Шопена.
Восьмой Транссибирский арт-фестиваль продолжается. 7 апреля Николай Луганский вновь выйдет на сцену Концертного зала имени Арнольда Каца, на этот раз вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга. В программе Иоганнес Брамс, два его грандиозных творения — Второй фортепианный концерт и Четвертая симфония.