Новосибирский академический симфонический оркестр в концертном сезоне 2015—2016 гг. отметит 60-летие. В канун юбилея впервые за всю историю своего существования ведущий творческий коллектив филармонии открыл свой сезон не в родных стенах и даже не в России, а за рубежом.
Преамбулой к юбилейному сезону стало гастрольное турне оркестра по Италии. В начале сентября коллектив выступил на главной концертной площадке Турина -– в зале Джованни Аньелли, построенном в стиле хай-тек, рассчитанном на 1900 слушателей и расположенном в перестроенном корпусе автомобильного завода «Фиат». Новосибирский академический симфонический оркестр исполнил там Третью и Пятую симфонии Бетховена и произведения Чайковского: Концерт для скрипки ре мажор и Шестую симфонию.
Играть музыку западного композитора в западных странах –- довольно ответственное дело, ведь их зрители заранее настроены на то, что российские оркестры будут представлять музыку своих композиторов -– Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова, и выбор Бетховена в этом случае был в некотором смысле риском.
Серьезность выступления подчеркнуло и участие в международном музыкальном фестивале MiTo (в рамках которого и прошло выступление в Турине) еще таких коллективов, как Санкт-Петербургский филармонический оркестр под управлением Юрия Темирканова и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Уже в Вероне Новосибирский академический симфонический оркестр выступил в старейшем зале Teatro Filarmonico наряду с Лондонским филармоническим оркестром и Камерным оркестром I Virtuosi Italiani. Европейские гастроли новосибирского оркестра в текущем сезоне на этом не заканчиваются — имеются планы коллектива на большое европейское турне весной (как раз накануне юбилейного концерта коллектива 29 марта) по городам Испании, Германии, Австрии и Хорватии.
Уже в Новосибирске на открытии сезона оркестр исполнил самую первую программу, сыгранную тогда еще молодым коллективом в далеких 1950-х годах. 60 лет назад в «Итальянском каприччио» Чайковского и его же Концерте для фортепиано с оркестром № 1 солировал народный артист СССР Эмиль Гилельс. Также в программу входила Десятая симфония Шостаковича.
В этом же году солистом в этой же программе выступил пианист с мировым именем, заслуженный артист России Дмитрий Алексеев, который лично знал Арнольда Каца, бессменного руководителя и основателя Новосибирского симфонического оркестра, и для которого великий маэстро даже после своей смерти остается дорогим человеком.
Из самых значимых событий, которые ожидают оркестр в новом сезоне, можно, пожалуй, считать дебютное выступление в Концертном зале Мариинского театра.
Поможет оркестр в новом сезоне и подрастающему поколению. Так, коллектив будет аккомпанировать участникам на IX Международном юношеском конкурсе им. П. И. Чайковского и примет участие в абонементах, автором и ведущим которых является выдающийся музыкальный критик, радио- и тележурналист Артем Варгафтик.
Вот уже несколько десятилетий Новосибирский академический симфонический оркестр собирает ту новосибирскую публику, которая живет вместе с ним от концерта до концерта. В этой связи может возникнуть естественный вопрос о некотором повторении репертуара, основанного, прежде всего, на гигантах классической музыки. Как пояснил главный дирижер и художественный руководитель Новосибирского академического симфонического оркестра Гинтарас Ринкявичус, такое впечатление может сложиться у человека, если он посещает два года подряд концерты, где исполняются произведения одного и того же композитора. Скажем, в этом году он услышал Пятую симфонию Чайковского, а через год -– Шестую. А вообще у оркестра достаточно произведений, исполняемых впервые, –- нужно просто внимательно следить за афишей. Хотя именно на проверенных временем гениальных сочинениях как раз и поддерживается зрительский интерес к оркестру и вообще к классической музыке.
«Во всех филармониях мира программы повторяются, — убеждает Гинтарас Ринкявичус. — Если человек слушает один раз Пятую симфонию Бетховена, то она ему просто нравится. Когда он слушает ее второй раз, то находит там гораздо больше. Так происходит познание музыки у слушателя. И слушать третий раз Десятую симфонию Шостаковича будет гораздо приятнее, гораздо милее — тогда можно больше влюбиться в эту музыку. А уж про дирижирование я и не говорю. Спустя двадцать лет с тех пор, как я начал дирижировать произведения Шостаковича, не перестаю восхищаться этой музыкой. Познание музыки гениальных сочинений –- это процесс. И поэтому нет ничего страшного в том, что некоторые гениальные сочинения повторяются».
Поддерживает маэстро в этом отношении и Дмитрий Алексеев: «Когда я был совсем молодой, мне казалось, что концерт Чайковского совсем невозможно играть, потому что эта музыка каждый день звучит по радио, по телевизору, на конкурсах Чайковского… Сейчас же с каждым годом я все больше и больше люблю эту музыку, хотя столько уже слышал ее и играл, сотни, тысячи раз. И я согласен, что в великой музыке артист-музыкант, исполняющий ее, всегда находит что-то новое, замечательное, что-то, чего раньше не замечал, и снова прикасаться к этой музыке — это всегда удовольствие»