Два противоположных чеховских полюса: цикл «Штрихи к портрету» продолжается

20 февраля 2022, 11:36

Музыкально-литературный абонемент «шТРИхи к портрету» – цикл концертов Новосибирского академического симфонического оркестра, в котором сочетаются художественное слово и оркестровая музыка. В этом году абонемент №3 посвящен творчеству советского композитора Валерия Гаврилина. С большим успехом в ноябре уже была исполнена литературная композиция «Женитьба Бальзаминова», музыкальной основой которой стал последний написанный композитором балет. Автор сценариев музыковед Елена Самарина вместе с актерами воплотила в жизнь концертную программу в интересной форме, похожей на театральную постановку. Концерт 20 февраля посвящен рассказам русского писателя Антона Павловича Чехова. Мы поговорили с Еленой Самариной о предстоящем концерте:

– Елена, чаще всего в музыкально-литературном Абонементе с симфоническим оркестром используется одно произведение, почему в этот раз из творчества Чехова было выбрано два абсолютно непохожих на себя по настроению рассказа?

– В этот раз у нас будет два небольших рассказа Чехова – «Анна на шее» и «Дама с собачкой». В двух отделениях прозвучат разные новеллы, небольшие по объему с совершенно разным настроением: «Анна на шее» больше карикатурное и ироничное произведение, а «Дама с собачкой» – очень искреннее и душевное, в нем затрагивается вечная тема любви, и мне кажется, она близка каждому. Надеюсь, что они прозвучат как два противоположных чеховских полюса, с одной стороны, его ирония, а с другой, чувственность.

– Почему в этом году решили остановиться на музыке Гаврилина?

– Когда-то абонемент «Штрихи к портрету» делала Хоровая капелла с оркестром, у них был год, посвященный Карлу Орфу, например. Потом было принято решение переформатировать абонемент в музыкально-литературный, и первый год в центре была фигура Гете: три постановки по его произведениям. В прошлом году мы с оркестром сделали три постановки по творчеству Михаила Лермонтова, а в этом году решили приковать свое внимание не к литературе, а к музыке Гаврилина. У нас уже прошла постановка «Женитьба Бальзаминова» с музыкой балета, который был издан композитором совсем недавно, а сейчас будет музыка из балетов «Анюта» и «Дом у дороги». Для третьего концерта, который предстоит в апреле, мы взяли хоровую кантату Гаврилина с подзаголовком «По прочтении Шукшина», поэтому для третьей постановки «Калина красная»  взяты произведения Василия Шукшина.

– Выбор произведения «Анна на шее» вполне понятен, исходя из написанного на него балета Гаврилиным. Как выбирали второй рассказ из множества имеющихся у Чехова?

– Из одной новеллы, весьма короткой, невозможно было выкроить текст продолжительностью на два отделения, поэтому появился замысел сделать второе произведение контрастное первому. Выбор пал на «Даму с собачкой», поскольку ее знает каждый второй, мне кажется, она очень узнаваема.Частично во второе отделение вошла музыка из балета «Анюта», а частично из балета «Дом у дороги». Но в любом случае, «Дама с собачкой» прозвучит в обрамлении музыки Гаврилина. В самом балете «Анюта» несколько изменен сюжет – расширен, можно так сказать, поэтому музыка из него используется в двух произведениях.

– Предстоящий концерт – премьера?

– Да, с тех пор как я занимаюсь этим абонементом, мы еще ни разу большие чтения с оркестром для взрослой публики не повторяли. Уже четвертый или пятый год мы представляем все впервые поставленное. Я, конечно, мечтаю, что когда-нибудь что-то будут повторять (смеется).

– Вы рассказывали, что подготовка концертов – филигранная работа, которая у вас не заканчивается на написании одного только сценария. С какими трудностями сталкивались при подготовке концертов по творчеству Гаврилина?

– Я искала что-то новое для себя не в литературе, а именно в музыке Гаврилина, но балет «Анюта» очень известный, конечно, «Дом у дороги» тоже исполняемый. А вот, например, «Женитьба Бальзаминова» - это его последнее сочинение, написанное в 1989 году, за год до смерти, полное собрание сочинений было издано совсем недавно. Как только появилась возможность купить эти партитуры, я их купила. Они приехали к нам из Санкт-Петербурга. Я еще не видела ни одну полноценную театральную постановку этого балета. Здесь приходилось заниматься изысканиями музыкальными. В музыкальном плане это было открытие. В Сибири у нас ни разу «Женитьбу Бальзаминова» оркестром не исполняли. Единственное, у нас был исторический прецедент: когда Гаврилин написал этот балет, Новосибирский театр оперы и балета взял постановку, поставил, но через год балет уже сняли. У театра остались ноты, они с нами поделились нотами, партиями, благодаря этому получилось быстро собрать музыкальный материал.

– Зрителям стоит ожидать какие-то интересные новые формы в этом концерте?

– По творчеству Чехова у нас будет программа в традиционном жанре читок с оркестровой музыкой. Единственное, у нас произошел форс-мажор. Вчера мы узнали, что заболел Вадим Тихоненко – актер, который должен был читать «Анну на шее». Светлана Галкина, которая во втором отделении читает «Даму с собачкой», вчера ночью экстренно начитывала первое произведение, а сегодня утром (19 февраля – прим. ред) репетировала вместо Вадима, и завтра будет читать обе новеллы. Ей придется переодеваться в антракте и преподносить публике абсолютно разное настроение в отделениях: в «Анне на шее» она будет выступать с иронией и издевкой, там даже будет юмор, а в «Даме с собачкой» она будет рассказывать от души, очень проницательно и трогательно. Вот так вот перестроиться, показать совершенно иное настроение, это, конечно, не просто. Такая у Светланы будет интересная актерская задача, я надеюсь, что она с ней справится.

– Большой вам удачи на премьере!


Наверх