Вечер в Опере: от Монтеверди до Уэббера

10 декабря 2007
Возникновение оперы связывают с разными датами. Формально первая опера была написана во Флоренции в 1594 году и называлась Дафна. Но до нас она не дошла, да и оперой Дафну можно назвать лишь отчасти скорее это было напевное декламирование текста в сопровождении струнного ансамбля.
Собственно оперу с настоящим пением, сильными эмоциями и страстями создал в 1607 году великий итальянский композитор Клаудио Монтеверди. Именно он открыл в новом жанре возможности потрясать и завораживать публику. Поэтому многие поклонники оперы празднуют ее 400-летие в 2007 году, ведя отсчет от знаменитого Орфея. В их числе оказались и коллективы новосибирской филармонии, которые решили наглядно показать развитие оперы от XVIII к ХХ веку.

Программа концерта Вечер в опере была выстроена изящно и познавательно, с привлечением новейших технологий. На экране демонстрировались знаменитые оперные театры и портреты оперных композиторов, а также периодически возникали кадры, где художественный руководитель филармонии Владимир Михайлович Калужский рассказывал об основных ингредиентах оперного спектакля.

Роль конферансье исполняли сами зрители, которым по очереди предлагали объявлять номера концерта. Они делали это с чувством глубокой ответственности и сопричастности, иногда мило перевирая сложные иностранные фамилии.

Первое отделение было посвящено старинной опере разных стран. На сцене царили солисты хорового ансамбля Маркелловы голоса (художественный руководитель — Игорь Тюваев) и ансамбль старинной музыки Insula magica (художественный руководитель — заслуженный артист России Аркадий Бурханов).Дирижировал концертом Игорь Тюваев.

Из бескрайнего моря музыки были отобраны самые яркие фрагменты итальянских, английских и французских опер XVII-XVIII века. Как всегда, эффектно прозвучала сцена в пещере ведьм из оперы Перселла Дидона и Эней. Чтобы показать национальную специфику французской оперы была представлена балетная сцена на музыку Гавота Жана Баттиста Люлли, ибо во Франции в операх не столько пели, сколько танцевали. Впрочем, французское пение было тоже представлено достойно.

Одним из самых ярких номеров первого отделения оказалась ария Терпсихоры из оперы Плате Жана Филиппа Рамо. Композитор Рамо был чрезвычайно желчным, педантичным и неприятным человеком, но благодаря ему французская опера достигла наивысшего блеска, остроумия и изящества.

Безусловные достоинства французской оперы продемонстрировала солистка ансамбля Insula magica Яна Мамонова. Она явила публике не только виртуозный вокальный фейерверк, но и потрясающий артистизм кокетливо-капризная Терпсихора на время отобрала власть у дирижера и сама руководила маленьким оркестром.
Завершил первое отделение великий Вольфганг Амадей Моцарт прозвучало хоровое переложение красивейшей арии Звезда любви из оперы Так поступают все и знаменитый дуэт Папагено и Папагены из Волшебной флейты (Нино Шавлиашвили и Василий Новиков). Для тех зрителей, которые в силу незнания немецкого языка не поняли о чем договариваются птицелов со своей экзотической подругой, экран демонстрировал множество детских мордашек.

Кстати, отсутствие переводов было серьезным недостатком познавательной атмосферы концерта, из-за этого многие прелестные нюансы проскальзывали мимо восприятия публики.

Оперу XIX века представляли Верди и Чайковский. Своеобразным прологом стала симпатичная хоровая сюита на основе знаменитых оперных мелодий Генделя, Моцарта, Бизе и Верди. А затем появился пылкий Герцог из оперы Риголетто (Евгений Рымарев) и с чисто итальянским темпераментом спел о своей любви к Джильде.

Чайковский же был представлен двумя знаменитыми дуэтами из Пиковой дамы.
А рядом с великими очень мило расположился комический дуэт Бакулюса и Гретхен Альберта Лорцинга (Вольный стрелок или Голос Природы), основанный на никогда не надоедающей игре с алфавитом, и знаменитое трио Иоганна Штрауса-сына из оперетты Летучая мышь. Все номера исполняли солисты ансамбля Маркелловы голоса, которые получили редкую возможность самовыразиться вокально и артистически и неплохо с этой задачей справились.

Единственным недостатком этого блока было скудное инструментальное сопровождение при всем желании рояль не мог заменить оперный оркестр, хотя и очень старался.

В ХХ веке опера превратилась в явление сложное и недоступное простым смертным. Певцы оказались в безвыходном положении вместо прекрасных мелодий им пришлось петь сложнейшие неудобные партии в постоянном единоборстве с оркестром.
Начиная с Вагнера, именно оркестр стал сосредоточием интересов композиторов.

Кроме того, изящные, любовные сюжеты заменили инфернальные патологические страсти. Вероятно поэтому, ХХ век в концерте был представлен не классическими оперными образцами, а скорее боковыми ответвлениями жанра.
Прозвучала ария Мэкки-ножа из Трехгрошовой оперы Курта Вайля. Ее очень неплохо исполнили в манере довоенных немецких кабаре Денис Скороходов и Василий Новиков (Маркелловы голоса).

Ну, а затем настало время рок-опер. Не очень внятно прозвучал хор Чеснок из Танца вампиров Джима Штайнмана толпа вампиров в основном шумела и толкалась, а колоритные реплики были непонятны без перевода. Зато ария Магдалины (Евгения Жуковская) и финал оперы Иисус Христос суперзвезда (солист Михаил Тагиев, Маркелловы голоса и студенты театрального института) были исполнены достаточно стильно.

В общем, на наших глазах опера прошла путь от аристократической тишины и изящества к громогласным демократическим страстям. Надо отдать должное программа концерта знакомила с оперой динамично, непринужденно и весело. Вечер в опере сделал все, чтобы привлечь к ней сердца и подарить миру еще несколько поклонников этого восхитительного искусства.
Влада Берестова, Большой Новосибирск

Наверх