Симфонические шлягеры

31 октября 2012
Главным героем вечера стал, разумеется, Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Гинтараса Ринкявичуса. К сожалению, такой замечательный коллектив не частый гость в российской столице. Но в рамках гастрольной поездки по Европе, возвращаясь на малую родину, оркестр дал концерты в Санкт-Петербурге и Москве, достойно завершив турне.

В этот вечер прозвучали известные сочинения Эдварда Грига: Первая сюита из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», фортепианный концерт ля минор (солист — Андрей Диев), а также Третья симфония Сергея Рахманинова. Говоря о программе концерта, Гинтарас Ринкявичус отметил: «Третью симфонию мы играли часто на протяжении всей этой гастрольной поездки в Вильнюсе, Тарту, Санкт-Петербурге и других городах, и, конечно, хотели исполнить ее в Москве. Что же касается включения произведений Грига, то это было пожелание Московской филармонии, которое мы с радостью учли».

Оркестр продемонстрировал отличную профессиональную форму, сыгранность. Особенно следует отметить струнную группу, обладающую глубоким, певучим и проникновенным звучанием. Струнников также отличает крепкое техническое мастерство и хорошая ритмическая организация, чуткость и внимание музыкантов друг к другу в ансамблевом отношении и умение изменять краску и характер звука, мгновенно перестраиваясь из одного художественного образа в другой. Среди духовиков обратило на себя внимание яркое, светлое, но, вместе с тем, мягкое звучание первой трубы и объемное, широкое, парящее, словно «обнимающее» оркестр звучание первой валторны. Некоторые шероховатости в игре «деревяшек» не испортили общего впечатления.

В первой сюите Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» дирижер намеренно не делал значительных пауз между частями, чтобы сохранить воцарившуюся магическую атмосферу и ни на мгновение не отпустить внимание публики. В «Смерти Озе» Ринкявичус выстроил динамическую линию от таинственного по колориту пианиссимо до экспрессивного фортиссимо, чтобы передать сильнейший душевный надрыв, заключенный в этом моменте драмы. Кульминационной точкой сюиты стала заключительная часть «В пещере горного короля», где в стихийном accelerando оркестр достиг драматичнейшего звучания.

В фортепианном концерте Грига Ринкявичус не стремился соревноваться с солистом, напротив, он нашел правильный баланс между деликатным аккомпанементом и активной игрой в оркестровых проигрышах. Маэстро считает, что дирижер «должен сделать все возможное, чтобы солисту было удобно играть с оркестром. Конечно, в вопросах оркестрового аккомпанемента многое зависит от личности самого солиста, его творческой индивидуальности, яркости его интерпретации, но дирижер должен стараться чутко аккомпанировать солисту».

В фортепианном концерте Грига Андрей Диев продемонстрировал большое мастерство во владении инструментом и чувство стиля. Его лирико-драматическая трактовка в чем-то близка по духу романтическим концертам Шумана и Шопена. Певучее, в нейгаузовских традициях, звучание рояля, воплощающее таинственные образы второй части произведения, сочеталось в концепции пианиста со стихийной виртуозной техникой, отражающей волевой характер крайних частей. Диев буквально очаровал публику, которая долго не отпускала музыканта, так что он в конце концов лихо сыграл «на бис» «Ритуальный танец огня» из балета Мануэля Де Фальи «Любовь-волшебница» в собственной транскрипции. Третья симфония Рахманинова прозвучала динамично и выразительно, словно на одном дыхании. Дирижерскую манеру Ринкявичуса отличает образно-эмоциональный подход, экспрессивный характер исполнения, широкий, внятный жест, детальный и адресный ауфтакт, как группе инструментов, так и каждому инструменту в отдельности. Несомненно, в трактовке Ринкявичуса отразились черты рахманиновского мелодического лиризма, обостренного чувства ностальгии, острая драматическая конфликтность образов, но, вместе с тем, в ней слышалась и надежда… Показался интересным динамический контраст от мягкого и лирического пиано в побочной партии первой части, которая предстала словно издалека, как сновидение, до мощнейшей экстатической кульминации в разработке, напомнившей лучшие образцы звучания советских оркестров.
Алексей Соболев, Музыкальная жизнь № 9-10, 2012

Наверх