Фестиваль русской музыки «Покровская осень» откроется программой из произведений, которые были написаны в 1917 году. Об этом журналистам рассказал художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Калужский.
- Нам повезло в том, что, как оказалось, крупнейшие русские композиторы того времени в 1917 году писали много, творили вдохновенно. Может, отчасти, по инерции. Так, как они писали и до этого, - отметил Владимир Калужский. - И никаких потрясений, если таковыми считать события февраля или октября, там не было. Все эти композиторы жили, чувствовали, как большинство русской либеральной интеллигенции. Они мечтали об Учредительном собрании, о новой свободе. И когда эти мечты исчезли, многие из этих композиторов уехали за границу.
К репетициям концерта, который откроет фестиваль, приступил дирижёр, заслуженный артист России Юрий Ткаченко. С Новосибирским академическим симфоническим оркестром, а также вместе с пианистами Елизаветой Романовской и Владимиром Будниковым, он репетирует программу, составленную из произведений, которые, как подчеркнул дирижёр, играются крайне редко.
- Это уникальный случай, когда в одной программе встречаются два таких редко исполняемых сочинения, как фортепианный концерт Глазунова №2 и Первый фортепианный концерт Метнера. И такая программа могла возникнуть только на фестивале в Новосибирске, - сказал на пресс-конференции Юрий Ткаченко.
Откроет фестиваль произведение, которое исполняется крайне редко: «Гимн свободой России» Александра Гречанинова остался символом бурной эпохи, но занимает в истории русской музыки скромное место. Написанный, как вспоминал сам композитор, за полчаса, буквально сразу, как только до Москвы дошла весть о Февральской революции.
Также на открытии фестиваля прозвучат Фортепианные концерты Николая Метнера и Александра Глазунова. Оба произведения увидели свет в 1917 и 1918 годах, но несут на себе печать традиций, заложенных их предшественниками еще в XIX веке. Судьбы композиторов после революции сложились по-разному: Метнер в 1921 году эмигрировал в Германию. Бедствовал и существовал порой только благодаря помощи Рахманинова. А Александр Глазунов, на какое-то время, нашёл общий язык с новой властью: композитор до 1928 года оставался на посту руководителя Петроградской консерватории, и даже был удостоен звания «Народный артист Республики».
Но символично, что оба композитора скончались в эмиграции: Александр Глазунов умер в Париже в 1936 году, а Николай Метнер – в Лондоне в 1951.
Фортепианные концерты исполнят пианисты Лауреат международных конкурсов, профессор Елизавета Романовская и солист Хабаровской краевой филармонии Владимир Будников, который заслуженно считается открывателем многих партитур русских композиторов – эмигрантов. В частности, Николая Метнера.
- Вы знаете, музыка композиторов, которые вынуждены были, по разным причинам, эмигрировать после 1917 года, она особенная. Они вместе с собой увезли ту Россию, которую знали. И она там, рубежом сохранилась, - отметил Владимир Будников. - И вот мне стало интересно: что из той, старой России, «увезли» с собой такие композиторы, как Метнер? Я сыграл очень много его сочинений. И я понял одно: всё то, о чем говорит в своих сочинениях Метнер, его смыслы, они сегодня забыты, не исследованы. Это – заповедные места русской души! И его имя заслуженно стоит в одном ряду с именами Рахманинова, Прокофьева и других великих русских композиторов.
Также на концерте - открытии фестиваля прозвучит Симфония №1 «Классическая» Сергея Прокофьева. Исполнители – Новосибирский академический симфонический оркестр. Дирижёр – Юрий Ткаченко.