«Снежная виола» в Новосибирской филармонии: от «вязанки дров» до «кривого рога»

23 декабря 2022

20 лет спустя ситуация изменилась. Благодаря деятельности самого ансамбля  ранней музыки, каждый год выходящего с новыми программами, благодаря возросшему информационному потоку мы гораздо больше знаем о музыкальной истории. Но ансамбль не побоялся вновь, что называется, тряхнуть стариной  и смоделировал возвращение «Виолы». В его направленности не потерялся вкус к открытиям, неожиданным сопоставлениям, неожиданным историческим находкам.


Виола как символ  музыкального искусства барокко и реальный  инструмент с нежным звуком, представитель большого семейства струнных смычковых инструментов, присутствует в каждом из четырех фестивальных событий, как  обычно, в компании с клавесином, лютней, блокфлейтами. Но еще и с не бывалыми прежде в этом сообществе персонажами.

Открылся фестиваль музыки Ренессанса и барокко «Снежная виола — 20 лет спустя» таким знакомым названием как «Времена года». Эта музыка Вивальди, справляющая нынче 300-летие, звучит вообще-то ежедневно в разных частях пространствах  планеты. Только в Новосибирске буквально в последние несколько недель она была исполнена неоднократно: например, на концерте, посвященном  30-летию Камерного оркестра с блистательным солистом скрипачем  Павлом Милюковым, а еще Филармоника-квартет  приготовил и продемонстрировал свою оригинальную версию.

Знаменитые концерты Вивальди выдерживают всевозможные трансформации. Но чтобы место солирующей скрипки занимала… балалайка, такого еще не было! На трех струнах четыре времени года представил Денис Пенюгин, лауреат международных конкурсов, солист Мариинского театра, приехавший на фестиваль из Санкт-Петербурга.  Виртуозный музыкант — единственный в России исполнитель старинной западно-европейской музыки на трехструнке. И он же — автор этого переложения для балалайки-соло и ансамбля старинных инструментов.

О «Четырех сезонах» Вивальди вместе с балалайкой  поведали слушателям лютня и теорба,  клавесин, виола да гамба, ну и скрипки, конечно, барочные. Но наш гость не ограничился аранжировкой  только музыки Вивальди. Его не устроили существующие переводы (а их немало) поэтических сонетов, которые Вивальди предпослал каждому концерту цикла. Он сделал свои переводы с итальянского  и включил их  в  авторское исполнение. Зачем он взялся за эту работу? Ему было интересно узнать, что сказал об этих концертах сам композитор в своих стихотворных строках, как чувствовал и воспринимал эти волшебные изменения в природе. Он также предложил публике сыграть в подобие популярной телеигры «Что, где, когда» — посоревноваться со знатоками, которым  однажды пришлось отвечать на вопрос, какое время года Антонио Вивальди сам называл адом? И надо признать, что новосибирские меломаны, посетившие премьеру необычной версии популярной классики, не уступили знатокам, ответив правильно: «Лето» (назвав самое исполняемое в мире классическое музыкальное произведение).

Следующий концерт фестиваля назвали «Вязанка дров». Этим прозвищем искушенные в музыке итальянцы наградили старинный фагот, действительно в чем-то похожем на вязанку (к тому же, это буквальный перевод слова). Сам фагот можно видеть и слышать и в наши дни в группе деревянных духовых инструментов. Чего не скажешь о многих его собратьях, музыкальная слава которых осталась  в далеком прошлом.

Гость программы — Владимир Парунцев из Москвы, редкий в наши дни исполнитель на старинных духовых инструментах, привез свою «вязанку дров»: несколько продольных флейт, в том числе барочную и ренессансную — крумхорн, живущий сегодня в основном в виде особого органного регистра… Так что подзаголовок концерта — «Крумхорн и компания» вовсе не метафора. К тому  же Insula Magica обладает свое личной «вязанкой» — большой коллекцией пришедших из глубин веков и сказочных на вид инструментов. Выставка коллекционных экспонатов, редких старинных инструментов проходила  в рамках фестиваля.

Крумхорн (кривой рог) московского гостя  руководитель Insula Magica Аркадий Бурханов дополнил своим — с приставкой dolce — боле мягким, нежным. Потом появился кормелюз, а за ним — следующие и следующие.

Подробнее - в сюжете


Наверх