Youtube как музыкальный инструмент

17 мая 2010
«Роскультура.ru» Дарья Бубниевская Многие считают, что академическая музыка самодостаточна и доступна только узкому кругу людей, а посему не нуждается в популяризации. Как минимум часть этого утверждения в корне ошибочна. Мстислав Ростропович говаривал: «Кто бы услышал в Америке Федора Шаляпина, если бы не Сол Юрок?». Даже гению, чтобы быть услышанным за пределами российских сцен, был нужен кто-то, кто мог это обеспечить. А в наше время все инструменты популяризации музыки хороши. Интернет и академическая музыка почему-то редко уживаются в одном предложении. Дело, скорее всего, в расхожем мнении, что академическая музыка суть пыльное нежизнеспособное увлечение кучки пергидрольно-лиловых старушек, оторванных от реальности экзальтированных девиц и снобов в бабочках или полосатых шарфах. Но академическая музыка является неотъемлемой частью жизни и едва ли не ее сутью для многих талантливых и неординарных людей. Внимание к ней привлекается не скандалами, как, например, принято в некоторых других направлениях, а цивилизованными коммуникационными инструментами. Новыми, но уже привычными. Импрессарио, которые поняли, что интернет – такой же инструмент музыканта, как скрипка и виолончель, достигают хороших результатов. Хоровой ансамбль «Маркелловы голоса» в лице своего художественного руководителя Игоря Тюваева давно и успешно занимается самопродвижением в интернете. Уже несколько лет существует их канал на сервисе Youtube, пара страниц на социальных сервисах вроде «В контакте» и Facebook, есть блог в ЖЖ. И без того заметная польза этой интернет-активности в апреле сего года стала более чем очевидной. Валерий Гергиев пригласил «Маркелловы голоса» на «Пасхальный фестиваль». И самое примечательное, что, по словам Игоря Тюваева, никто не встречался с Гергиевым, не договаривался о сотрудничестве, ни у кого нет знакомых в его команде. Посмотрев видеофайлы в Youtube, устроители фестиваля приняли решение предложить музыкантам принять в нем участие. Еще один академический коллектив – Новосибирский камерный оркестр – тоже использует интернет для развития своей концертной жизни. Правда, их никто благодаря цифровому видео на престижные фестивали не приглашал, но зато именно коммуникационные сервисы помогают им обмениваться видеоинформацией с коллегами, живущими и выступающими за границей. Примеров можно привести несколько, но ярчайшим сами музыканты считают зародившееся на Facebook общение с известным бандеонистом Сезаре Чиачиаретта. Плодом его станет совместный новосибирский концерт в мае 2011 года. Благодаря интернету можно не только попасться на глаза фестивальным менеджерам или представить свое музыкальное портфолио друзьям и коллегам. Интернет – это еще и привлечение той аудитории, которая традиционно считается наиболее далекой от академической музыки, – молодежи. Ведь очень трудно заинтересоваться чем-то, о чем ты никогда не слышал. А интересное видео может послужить отличным стимулом для посещения концерта. Все в нашей жизни мы когда-нибудь выбираем впервые: книгу писателя, который станет любимым, ресторан, марку одежды, музыкальный коллектив… Многих может покоробить упоминание музыкального коллектива через запятую с рестораном – но ведь все это выбор. Выбор, принципы которого схожи, чего бы он ни касался. Если новые люди не будут приходить на концерты, то со временем музыкантов просто некому будет слушать. А приучать людей к сложной музыке директивно-командным способом не получится, что успешно продемонстрировали тридцать лет принудительного шефства филармоний над общеобразовательными школами. Надо, чтобы человек все выбирал сам. http://www.rosculture.ru/mosaic/item5865/

Наверх