Второй Транссибирский стартовал

30 марта 2015
Торжественный старт

Перед началом концерта были произнесены приличествующие случаю официальные речи. Приветствие президента Владимира Путина со сцены зачитала помощник полномочного представителя президента в СФО Любовь Бурда. Торжественные слова сказал и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Но обратимся к музыке. Концерт был посвящен знаменательной дате — 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Приглашенными солистами стали сопрано Анна Самуил (Берлинская опера), меццо Елена Белкина (Венская опера) и тенор Дмитрий Попов (Мариинский театр).

Этот состав стал несколько неожиданным для внимательной части слушателей — первоначально в программе была заявлена Зоряна Кушплер из Венской оперы, но по состоянию здоровья она не смогла прибыть в Новосибирск. «Большое счастье, что в графике Елены Белкиной было несколько свободных дней, и она смогла быть с нами и украсить программу концерта-открытия», — отметил Вадим Репин. Вместе с заменой артистки произошли и незначительные изменения в программе концерта, впрочем, принцип остался тем же — весь вечер стал посвящением Чайковскому. Вполне в духе времени концерт начался с ура-патриотического «Славянского марша», написанного Петром Ильичом в сентябре 1876 года по просьбе дирекции Русского музыкального общества. Сочинение было посвящено борьбе славянских народов Балкан против Османского ига в связи с событиями русско-турецкой войны. Со сцены также звучали фрагменты опер «Иоланта», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».

Бравурный финал

Сам Вадим Репин в этот вечер тоже вышел на сцену. Он исполнил популярнейшую арию Ленского в обработке для скрипки Леопольда Ауэра, созданной специального для этого случая. Скрипка, звучание которой, по признанию Вадима Репина, каждый музыкант стремится максимально приблизить к человеческому голосу, на сей раз пела особенно выразительно, эмоционально и осмысленно. В первом отделении это произведение можно было услышать в традиционном вокальном исполнении Дмитрия Попова, так что следить за развитием темы было особенно интересно. Впрочем, Чайковский одинаково хорош и с голосом и без, торжественный и радостный, скорбный и сентиментальный.

Финальной точкой концерта стал неожиданный выход на бис. На смену Чайковскому зазвучала «Застольная» из «Травиаты» Верди, в которой голоса приглашенных солистов наконец-то слились в трио, а Вадим Репин как радушный хозяин вынес на сцену бокалы с шампанским. Яркий неформальный финал настроил зрителей на радостный лад, тем более что до окончания весеннего воскресного вечера еще осталось время — концерт начался в несколько непривычные 16 часов. Поклонники творчества великого Чайковского будут рады узнать, что в программе фестиваля также прозвучат и другие его сочинения: Пятая симфония, Первый струнный квартет, Третья сюита для оркестра.

Творческое разнообразие

В этом году сохраняется жанровое разнообразие фестиваля как один из его программных принципов: в афише есть симфоническая и камерная музыка, документальное кино, вокал, кроссовер и изобразительное искусство. Самым первым событием стал не вовсе концерт, а открытие художественной выставки в Государственном концертном зале им. Арнольда Каца. Юная Мария Кононова несмотря на свои 18 лет, уже выставлялась в Лондоне, Москве, Париже, Милане и других крупных городах. Вадим Репин отметил, что давно следит за ее развитием и творческими успехами, и всегда по-дружески поддерживает. Яркие, спонтанные, полные жизни работы Марии Кононовой Вадим Репин называет симфонией красок. В начале апреля выставка отправится в Красноярск.

На этой неделе также с успехом прошла премьера двух документальных фильмов на музыкальную тему. Вадим Репин и известный британский режиссер-документалист Джон Бридкат представили зрителям кинотеатра «Победа» картины «Магия и миф Караяна» и «Реквием — история жанра». Джон Бридкат поблагодарил сибиряков за внимание к своим работам и раскрыл некоторые секреты мастерства. В частности, отметил, что искусство документального фильма заключается в том, чтобы создать многослойное повествование, в котором что-то интересное для себя найдут и знатоки, и неофиты. Новым значительным направлением в программе фестиваля в этом году, по словам Олега Белого, стали мастер-классы. «Все наши гости, которым позволял график, согласились передать часть своего мастерства молодому поколению музыкантов. Мастер-классы и открытые репетиции проведут Вадим Репин, Константин Лифшиц, Лера Ауэрбах и другие музыканты», — отметил директор фестиваля.

Экономика культуры

В этом году крупнейший музыкальный форум региона, как и прежде, проходит при поддержке правительства и губернатора Новосибирской области. К сожалению, директор фестиваля Олег Белый пока отказался от комментариев по поводу бюджета и предложил вернуться к этому вопросу по окончании фестивального марафона. Впрочем, еще в феврале Вадим Репин в качестве сложности отметил необходимость заключения валютных контрактов с зарубежными исполнителями в ситуации нестабильности курса рубля.

Нам же остается радоваться тому, что обширная программа фестиваля не пострадала от непростой ситуации. Второй Транссибирский в Новосибирске продлится до 5 апреля и включит 15 концертов с участием таких звезд, как дирижеры Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Дмитрий Юровский, Гинтарас Ринкявичус, Дмитрий Лисс; скрипачи Вадим Репин, Акико Суванаи, Иври Гитлис, Захар Брон и его юные ученики — лауреаты международных конкурсов; пианисты Жан-Ив Тибоде, Рудольф Бухбиндер, Константин Лифшиц; альтист Максим Рысанов; виолончелисты Александр Князев и Александр Бузлов, а также коллективы: Квартет имени Бородина, Уральский академический филармонический оркестр, ансамбль Lendvay & Friends.

Фестиваль растет

И если качеством концертов нам по большей части еще только предстоит насладиться, то о количественном росте легко судить уже сейчас. Рассказывая о фестивальной арифметике, Олег Белый отметил: «Проект расширился значительно: если в прошлом году он прошел в трех городах, включил выступления четырех оркестров и объединил 200 участников, то теперь объединяет 600 участников, семь городов и 11 коллективов. При этом Транссибирский арт-фестиваль остается нашим совместным проектом с Новосибирской филармонией». Организаторы продолжают уделять значительное внимание освещению фестиваля в региональных, федеральных и международных СМИ — такая планомерная и систематическая работа с прессой может стать хорошей школой и для журналистов, и для организаторов культурных мероприятий в Новосибирске. Так, в этом году приглашено 15 представителей московской и международной прессы, а также запланирован совместный проект с радио «Орфей», предполагающий трансляции концертов в эфире российской радиостанции и последующую подготовку на основе этого материала серии передач для Европейской радиовещательной ассоциации с дальнейшей трансляцией в течение двух лет.

Планов громадье

Несмотря на то что география фестиваля уже в этом году расширилась (в музыкальном маршруте появились Красноярск, Омск и Москва), его смысловым центром по-прежнему остается Новосибирск. Рассказывая о перспективах, Вадим Репин отметил: «Мы продолжаем получать предложения из других стран. Уже на 2016 год я могу подтвердить включение в программу фестиваля Тель-Авива. В сотрудничестве с Израильским симфоническим оркестром под руководством Джеймса Джадда мы проведем пять концертов». По информации художественного руководителя арт-фестиваля, переговоры ведутся также с Японией, Англией и Швейцарией. Значительный международный интерес к фестивалю является следствием того резонанса, с которым прошел первый Транссибирский арт-фестиваль в прошлом году. Из зрительного зала

Елена Соловьева, директор стоматологической клиники «Новая улыбка»:

— Мне приятно, что на открытие фестиваля приехали реальные звезды. Например, Анну Самуил мне доводилось слушать как участницу Зальцбургского фестиваля в партии Татьяны из оперы «Евгений Онегин». Конечно, я в восторге от исполнения Дмитрия Попова, у него шикарный тембр. Знаете, совсем недавно я видела передачу о том, что вроде бы акустика зала требует доработки, но когда на сцену выходит оркестр высочайшего уровня и великолепные солисты, то и акустика прекрасная.

Ирина Диденко, президент Федерации парашютного спорта Новосибирской области:

— Пожалуй, особое впечатление на меня произвел «Славянский марш» Чайковского, которым открылся первый концерт Транссибирского фестиваля. Эта мощная, выразительная, торжественная музыка, на мой взгляд, очень созвучна патриотическим настроениям, которые сегодня сильны в нашем обществе. Слушая это произведение, я ощутила настоящее волнение и эмоциональный подъем.

Денис Иванов, ресторатор:

— Хорошо, что, несмотря на все финансовые трудности, второй Транссибирский фестиваль состоялся на высоком качественном уровне благодаря настойчивости и профессионализму команды Вадима Репина, в том числе директора фестиваля Олега Белого. Это масштабное культурное событие, значимое не только для Новосибирска, лишний раз подтверждает, как важно для города наличие современного концертного зала. В этом году мы традиционно поддерживаем фестиваль и надеемся, что он станет для города долгой и доброй традицией. Огромное спасибо Вадиму Репину, который не забывает родной город и привлекает в Новосибирск авторов и исполнителей мирового уровня.
Анна Огородникова, ksonline.ru

Наверх