Виола любви: взаимный интерес с невзаимным уклоном

22 января 2014
Ансамбль ранней музыки «Инсула Магика» следует своему творческому кредо, представляя публике, как правило, музыкальные раритеты. Однако в Новосибирске есть музыканты, считающие, что инструменты эпохи барокко вполне современны. Так, игра на виоль д’ амур, или виоле любви, полна противоречий, и если до сих пор не разгораются жаркие споры на этот счет, то только потому, что сдерживает их культурная академическая среда

Когда я шла на романтический концерт «Виола любви» в новосибирской филармонии, то даже не подозревала, что маленькая виола, которую неискушенный зритель вполне примет за привычную скрипку, может даже в наши дни представлять собой объект для дискуссий. А несогласия заключаются вот в чем. Художественный руководитель ансамбля ранней музыки «Инсула Магика» новосибирской филармонии заслуженный артист России, профессор новосибирской консерватории Аркадий Бурханов и его последователи полагают, что музыка, написанная композиторами эпохи барокко для виоль д’ амур, звучит лучше только на исторически правильных инструментах. Профессор же Юрий Мазченко, заслуженный деятель искусств России и его ученики считают виолу самым что ни на есть современным инструментом — посему исполняют на ней произведения Юкечева, того же Мазченко и других сибирских авторов. При этом, как поведал газете «Честное слово» Аркадий Бурханов, в консерватории, естественно, играют на металлических струнах современным смычком, используют современные средства музыкальной выразительности.

Корреспондент газеты «Честное слово» решила попробовать установить истину, которая оказалась не чем иным, как «золотой серединой», приемлемой и для сторонников, и для противников.

За старину!

Начнем, собственно, с самого инструмента виоль д’ амур. Отличают ее от скрипки разве что нежное звучание и облако обертонов, окутывающих звук — благодаря находящимися под грифом резонансным струнам. Свое название виола любви получила не случайно: в эпоху барокко одним из основных принципов сочинения и исполнения музыки была так называемая теория аффектов, где каждое состояние души выражалось одними и теми же музыкальными инструментами и одними и теми же музыкальными интонациями. И нежный звук виолы как раз ассоциировался с любовными чувствами.

Привлекла же мое внимание в анонсе концерта «Виола любви» приписка: «музыка композиторов, никогда не звучавшая в Сибири». Среди представленных произведений были действительно как незнакомые композиторы, так и просто неизвестные произведения известных авторов. Скажем, в одном фрагменте духовной военной оратории «Юдифь торжествующая» Антонио Вивальди — в сцене соблазнения Юдифью Олоферна — используются нежные звуки виоль д’ амур. А вот музыка Аттилио Ариости, много игравшего на виоль д’ амур и сочинившего произведения как для сольного инструмента, так и для кантаты в сопровождении виолы, стала просто открытием ансамбля «Инсула Магика».

Но почему Ариости не звучит в столице Сибири? Впрочем, равно как и Граупнер (которого, к сожалению, из-за нехватки времени не успел отрепетировать к озвученному концерту ансамбль).

Дело в том, что историческим исполнительством на виоль д’ амур в Новосибирске никто не занимается. И «Инсула Магика» попыталась в очередной раз пробить брешь этого незнания, поставив на виолу любви жильные струны и подобающим образом настроив струны резонансные. Саму виолу изготавливал один барнаульский мастер (к слову сказать, для консерватории ваяет виолы новосибирец — Валерий Болдин).

Сильно увлеченный искусством ранней музыки, Аркадий Бурханов весьма трепетно подходит к вопросу исполнения на виоль д’ амур:

— Для людей, тонко чувствующих материю звука, принципиально важна энергетика звучащего материала. Сила натяжения стальных струн гораздо выше, и соответственно, конструкция инструментов более жесткая (стенки корпуса и другие конструктивные детали толще, кондовее). У барочных скрипок чуть короче шейка грифа и более пологий угол наклона грифа по отношению к верхней деке. В результате давление струн на деку старинных инструментов более легкое, и соответственно, инструмент более отзывчив, легче резонирует и так далее. При этом он звучит не тише и не беднее обертонами, как утверждают музыканты, никогда не державшие в руках хороший исторический инструмент (конечно, чаще используются современные копии музейных экземпляров или инструменты, сделанные по старинным описаниям и чертежам). Кстати, когда стали ставить металлические струны на старинные скрипки (в частности, Страдивари), чтобы не раздавило корпус, изменяли основные конструктивные элементы, делали новый гриф и вставляли более массивную деревянную «пружину» под верхнюю деку. Этот процесс иначе как вандализмом не назовешь! Барочного скрипача видно издалека: он при игре держит голову прямо, не заваливая на левое плечо (что, разумеется, и более эргономично), при этом не прибегает к помощи «костылей» и «протезов» — мостиков и подбородников.

Конечно, очень важен еще и смычок. Его размер и конструкция позволяют более детально и по-барочному выразительно артикулировать музыкальные мотивы. Если обобщить сказанное об исторически адекватных (эпохам, странам, культурам и т. п.) инструментах, то ключевое слово, думаю — система. Нельзя безболезненно для любой системы удалить или видоизменить один из ее элементов. Конечно, система после этого может еще функционировать, но это будет уже другая система. (Под системой я имею в виду не только сам музыкальный инструмент как таковой, но весь культурно-эстетический контекст конкретной эпохи, систему художественных ценностей, задач, ориентиров и т. п.) Конечно, подобные системы требуют серьезнейшего и всестороннего изучения. Именно поэтому так обижаются музыканты академического направления, когда слышат выражения типа «аутентичное (подлинное), «исторически информированное», «исторически корректное» исполнение, поскольку они автоматически оказываются в лагере «неподлинных», «не информированных», «некорректных» исполнителей. К сожалению, в большинстве случаев это оказывается правдой, и это далеко не только мое убогое мнение периферийного музыканта, об этом писал, в частности, выдающийся дирижер современности Николаус Арнонкур: «Представления современных музыкантов о стиле исполняемой ими музыки в основном основано на их амбициях…»

За современность!

В отличие от Аркадия Бурханова, Юрий Мазченко не принимает разделений инструментов на «старинные» и «нестаринные». «Скрипка родилась раньше виоль д’ амур на два века, — мотивирует профессор, — и кто скажет, что на ней можно играть только старинную музыку? Виоль д’ амур появилась позже — в конце XVII века — просто у нее сложилась судьба таким образом, что в XIX веке, в период романтизма, она утратила свои позиции». С истории использования виоль д’амур в России начал свою «защиту» целесообразности игры на виоле любви современным способом Юрий Николаевич Мазченко: — Первым исполнителем на этом инструменте был основоположник советской альтовой школы профессор московской консерватории Вадим Васильевич Борисовский. Он очень стремился воссоздать этот инструмент в том виде, в котором тот существовал в XVII веке, и тем не менее привносил в исполнение современные черты — в частности штрихи, использовал яркое мощное форте, вибрато. И в общем-то, задачу свою он выполнил: он убедился и сам, и убедил очень многих своих учеников в том, что это инструмент современный, что он прекрасно звучит сейчас и трогает сердца и душу современного человека.

В целом виоль д’ амур не утвердилась ни в педагогике, ни в концертном исполнительстве как сольный инструмент (за исключением ансамблей старинной музыки). Сегодня есть очень много музыкантов и в Европе, и в Америке, играющих найденные старинные произведения. Но когда виоль д’ амур попала к нам в консерваторию, в частности в мои руки, то у меня не было старинных произведений, и музыку для этого инструмента стали писать сибирские композиторы, которых очень заинтересовало великолепное, потрясающее звучание этого инструмента и которые, в общем-то, написали довольно много произведений, включая талантливые вещи. С ними знакомы далеко не все, хотя уже сейчас, например из Испании, ко мне пришел великолепный отзыв. Сегодня мои ученики ездят по всему миру (были и в Америке), где играют нашу российскую, сибирскую музыку и также получают великолепные отзывы. Роскошные отзывы как о явлении в музыке были в связи с визитом одной моей ученицы в Вашингтон — по случаю юбилея Растроповича она приезжала в Вашингтон и там играла мой триптих «Руины замка».

А один мой ученик, побывавший в Германии, настолько заинтересовал нашей «школой» виоль д’ амур, что немцы собираются приехать к нам, чтобы познакомиться с ней. Вот сейчас мой студент Леня Патеюк тоже сам пишет музыку, и пишет музыку замечательную. Он поразил всех, когда был недавно в Бельгии: как — такой мастер — и из Сибири, где медведи по улицам ходят! Вот поэтому судите сами: можно ли, целесообразно ли исполнять современные произведения на «старинной» виоль д’ амур.

Мое мнение о ней таково: это современный инструмент с богатейшими виртуозными и колористическими возможностями, и отнюдь не исключающий возможность исполнения на нем старинной музыки.

И сейчас вновь вспыхивает интерес к виоль д’ амур, чему подтверждение — готовящийся в этом году Первый всероссийский фестиваль виоль д’ амур, который состоится в новосибирской консерватории.
Яна Доля, «Честное слово» № 3(883), 22.01.2014 г.

Партнеры

Генеральный спонсор
Тикетлэнд
Кассы.ру
intickets.ru
Kassir.ru
Яндекс
СибКасса
AZIMUT Отель Сибирь
Domina
Рестораны Дениса Иванова-1
НГУ Настоящая наука
Communications advertising group
Авиценна
Чашка кофе
Кинотеатр "Победа"
Шашлыкофф
Балкан гриль
СпецТрансСтрой
Favorit cheese
Нью-Мексико
Карачинский источник
Аэродром «Мочище»
Дайсикнит
Купино

Информационные партнеры

Россия 1
Россия 24
ОТС
РБК
Континент Сибирь
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Новосибирские Новости
Музыкальное обозрение
Радио Орфей
Культвитамин
49 канал
Выбери радио Нск
Радио 54
LEDsi
Дизайнмастер
Афиша Новосибирска
Серебряный дождь
Gallery
Статус журнал
Журнал Денис Иванов
Новосибирь
Реальная Россия
ТИЦ
Инфопро
leaderstoday
Пенсионеры
Новая Сибирь
Ваш Новосибирск
Музука России
СовСибирь
ТВК
Сибмама
Сибирь 24