Вероника Джиоева: «Подслушать у музыки что-то»

12 ноября 2007
В филармонии состоялся вечер камерной музыки, который без всяких оговорок можно назвать блистательным. В первом отделении «Filarmonica»-квартет (художественный руководитель — Народный артист России Валерий Карчагин) исполнил квартет Эдварда Грига, во втором — прозвучала премьера вокального цикла Бориса Тищенко «Бег времени». Формальные точки пересечения у этих произведений отсутствуют, но их сблизил необычайный эмоциональный накал, явление пропастей жизни, которые в определенные моменты ощущает каждый художник.

Судьба и творчество Эдварда Грига всегда воспринимаются как нечто мирное и благополучное, его жизнь лишена авантюр и резких поворотов. Немалую роль в этой ситуации сыграла интровертность Грига, знаменитая скандинавская закрытость. Общепринято мнение, что вся музыка великого норвежского композитора сдержанно-поэтична, с едва заметными переливами сумрака и света. Поэтому так остро и неожиданно воспринимаются отклонения от привычного стиля.

Таким потрясением стал единственный Квартет композитора, созданный в 1878 году. За год до этого Григ потерял родителей, его мучила неопределенность отношений с женой, а самое главное он ощущал нестерпимое желание вырваться за пределы национальных влияний, тех неизменных норвежских интонаций, которые не давали ему пройти к чему-то большему и универсальному.

В основу квартета Григ положил мелодию своей песни на стихи Генрика Ибсена «Музыкант». Его сюжет посвящен творцу, который огромными усилиями становится мастером, но к своему ужасу обнаруживает, что на этом пути растратил и проиграл счастье. Ключевой стала фраза «Те песни-чары овладели навек душой моей больной».

Для Грига она воплощала суть его кризисного эмоционального состояния. Я чувствую, что это произведение таит в себе пробы крови моего сердца, в которой, надеюсь, будущее обнаружит нечто большее, чем просто капли, — писал композитор.
Неповторимость квартета связана с уникальным балансом совместного и сольного звучания. Возможность высказаться получил каждый инструмент, и каждое соло было необычайно рельефным. Тембровая индивидуальность музыкантов «Filarmonica»-квартета поистине удивительна. С другой стороны, во многих эпизодах квартет достигал почти оркестровой звучности во всем ее великолепии и страсти. Нам был предложен час интенсивнейшей внутренней жизни, постоянная смена чувств, сложнейшие комплексы ощущений, которые вели за собой, ни на минуту не давая расслабиться. Романтические порывы чередовались с меланхолией и эпизодами бесхитростного веселья. Поражала стремительность эмоциональных переключений, которая для адекватного восприятия требует продвинутого современного мышления.

Во втором отделении звучала музыка петербургского композитора Бориса Тищенко. В музыкальном училище ему посчастливилось учиться у Галины Уствольской, а его руководителем в аспирантуре был Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Тищенко называют ярким представителем шестидесятников в русской музыке. В целом его музыке повезло на достаточно доброжелательное отношение: исполнение его произведений не запрещали.

Стиль Тищенко впитал множество направлений от русского фольклора до восточной музыки, от мадригалов Монтеверди до серийной техники. Никогда ни у кого не вызвала сомнений и казалась очень естественной общность Тищенко и Шостаковича. Это и общие темы, и особый исповедальный тон выражения, конфликтность и опора на жанры бытовой музыки.

Вокальный цикл «Бег времени» был написан в 2003 году. В его основу легли шесть стихотворений Анны Ахматовой, а музыка воскрешает полузабытую экспрессию второй половины ХХ века. Из многогранной поэзии Ахматовой Борис Тищенко выбрал стихи, в которых перекрещивались нити ужаса, который «был бегом времени когда-то наречен» и мудрого успокоения «всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово».

Из мира в его разнообразнейших деталях и оттенках (привольем пахнет дикий мед, пыль солнечным лучом, фиалкою девичий рот) проступала судьба и одиночество женщины в неразрывном сплетении-общении с Богом и смертью (Я завет твой, Господи, исполнила и на зов твой радостно ответила. На твоей земле я все запомнила и любимого нигде не встретила…), а затем судьба поэта и поэтов на все времена (Без палача и плахи поэту на земле не быть. Нам покаянные рубахи, нам со свечой стоять и выть).

Солировала в «Беге времени» петербургская певица Вероника Джиоева.

Ее оперный дебют состоялся в 2004 году в партии Мими (Богема Дж. Пуччини). В 2005 она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию и получила Grand Prix конкурса Maria Callas (Афины). В Новосибирском театре оперы и балета Вероника Джиоева является приглашенной солисткой, и уже выступила в партии Графини (Свадьба Фигаро Моцарта).

Мы привыкли слышать удивительно красивый тембр Вероники Джиоевой в классическом репертуаре (от классических оперных партий до русских романсов). Но на этот раз певица продемонстрировала блестящее владение современным интонированием. Ей удалось решить две главные задачи: достичь четкого баланса между словом и музыкой и показать почти театральное переключение в разные эмоциональные состояния, двигаясь от неистовства к просветлению.

Струнный дуэт скрипки (Народный артист России Валерий Карчагин) и виолончели (Станислав Овчинников) звучал безупречно. Виртуозность и насыщенность инструментальных партий создавали альтернативу целому оркестру. Каждый номер предлагал свое взаимодействие голоса и инструментов то сочетание острой вокальной линии и звуковой атмосферы-ауры струнных, то равноправное столкновение трех индивидуальностей.

Новосибирская премьера цикла Бориса Тищенко создала ощущение неутраченной традиции высоких идей и эмоций, которая была свойственна русской музыке прошлых столетий. Благодаря Бегу времени эта нить протянулась уже в XXI век и это внушает робкую надежду на ее дальнейшее существование.
Влада Берестова, «Большой Новосибирск»

Наверх