Вадим Репин: воля дирижера управляет светом звезд

7 апреля 2015
Пока культурные деятели митинговали на перформансе «За свободу творчества», в новосибирской филармонии в тот же день и тот же час эта самая свобода, не требующая доказательств, изливалась в прекрасных звуках. 5 апреля Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Шарля Дютуа завершил Второй Транссибирский Арт-Фестиваль концертом Брамса и Малера. Солировали скрипач Вадим Репин и виолончелист Александр Князев, которые давно мечтали сыграть друг с другом, считая, что один другого стоит.

Все места были заняты не только на балконе громадного зала имени Каца, но даже на ступеньках балкона. Возраст зрителей составлял от 9 до 90 лет. Аудитория бисировала по десять минут и после первого отделения, и после второго. Следуя до гардероба, говорили   о терциях и концепциях. «Мне довелось беседовать с Вадиком Репиным, когда ему было девять лет!» - хвасталась элегантная дама. Все, кто хоть как-то соприкасался с Репиным в его бытность в Новосибирске, используют любой предлог об этом упомянуть.

Сами артисты считают нужным сделать экскурс в историю, ведь ростки будущего Транссибирского арт-фестиваля проклевывались там. Композитор с мировым именем Лера Ауэрбах тоже вспомнила Вадима Репина в детстве: «Впервые я увидела и услышала Вадима в Челябинске. Мне было 8 лет, ему – 11, он в составе класса Захара Брона приехал в мой родной город с концертом.  Я смотрела на него и уже тогда знала, что когда-нибудь напишу для него концерт. Поэтому, когда он подошёл ко мне года четыре назад на фестивале в Вербье с этим предложением, я ничуть не удивилась».

И вот в Новосибирске состоялась мировая премьера Концерта для скрипки №3 De profundis Леры Ауэрбах из США, написанного специально для Транссибирского Арт-Фестиваля. Первыми исполнителями концерта стали солист Вадим Репин, Новосибирский академический симфонический оркестр и дирижёр Дмитрий Юровский. «Мои коллеги бредят музыкой Леры», - сказал Вадим Репин, а о Дмитрии Юровском отозвался как об идеальном дирижере:  «У него есть баланс  между предчувствием музыканта и собственным лидерством. Мне нужно, чтобы у дирижера была своя воля, и пусть она выражена чрезмерно – это лучше, чем когда за пультом мямля».

Захар Брон тоже мог бы вспомнить своего ученика Вадима Репина в детстве: «Маленький Вадик Репин и я – с большими планами, но совершенно без опыта.  Это был уникальный талант, но что дальше делать с ним? У меня, конечно, были идеи. И все, что я делал, все было вразрез той методике, которая присутствовала в тот момент. Это был риск». Риск оправдался, и сегодня на сцене зала имени Каца в концерте «Связь поколений»  три поколения скрипачей играют Сарасате, Паганини, Равеля, Прокофьева.  Младшему поколению нет и  18 лет -  Элли Чои, Моне Хаттори и Эльвин Ганиев. Юные японки в кукольных платьицах выглядят как дети, а ведь на их счету сплошные победы, и не случайно, ведь они виртуозно исполняют сложнейшую интеллектуальную музыку. Так, Моне Хаттори в восемь лет дебютировала как солистка с концертом Сен-Санса, а в 15 лет  стала обладательницей Гран-при нескольких международных конкурсов.

Ее соотечественница Акико Суванаи и вовсе считается самой молодой победительницей конкурса имени Чайковского,  а также   конкурса имени Паганини в Генуе, конкурса в Японии и Конкурсе Королевы Елизаветы в Бельгии. Сейчас она чуть постарше. На фестивале Акико Суванаи  сыграла Чайковского и Брамса  на скрипке «Дельфин» Антонио Страдивари 1714 года, принадлежащей ранее знаменитому скрипачу Яше Хейфецу. Дирижировал  Леонард Слаткин из США -  обладатель семи премий Grammy.  

В общем, автор и организатор Транссибирского Арт-Фестиваля Вадим Репин действительно собрал в Новосибирске тех, кого знает, в чьей репутации уверен, кого считает звездами мирового исполнительства. За 15 дней более 200 артистов из 16 стран  дали 15 концертов в Новосибирске, а также выезжали в Искитим и Бердск.

«Подобно тому как Транссибирская магистраль на протяжении последних 120 лет способствовала превращению Новосибирска в индустриальную, научную и культурную столицу Сибири, Транссибирский Арт-Фестиваль обеспечил приток превосходных артистов, наилучших традиций и уникальных достижений в области различных видов искусства», - объясняет концепцию проекта Вадим Репин.
Людмила Макеева, mors-novosibirsk.sibnet.ru

Наверх