Бывают такие события в жизни, которые, даже по прошествии времени, не стираются из памяти, а незримо присутствуют где-то внутри тебя, периодически выстреливая в сознании яркими вспышками. Вот и Второй Транссибирский фестиваль, недавно завершившийся триумфальным «тройным концертом» (в один день 5 апреля прошли три концерта в разных городах – в Новосибирске, Красноярске и Омске), постоянно напоминает о себе.
То в голове вдруг зазвучат волшебные звуки 1-й малеровской, а перед глазами возникает Шарль Дютуа, который, выждав, пока в абсолютной тишине зрительного зала растают последние звуки, и кинув победный взгляд в сторону улыбающегося Валерия Карчагина, концертмейстера Новосибирского симфонического оркестра, с достоинством оборачивается к залу под ликующий взрыв аплодисментов…
Или счастливая улыбка Вадима Репина, исполняющего «Цыганские напевы» Сарасатэ, и под эти божественные звуки весь мир вокруг тебя растворяется, и нет ничего больше – это душа поет, не скрипка... Или маэстро Слаткин, сосредоточенный, серьезный, но таким мягким, точным, чутким жестом цепко держащий в руках все нити красивейшей 4-й симфонии Брамса.
А японская скрипачка Акико Суванаи с концертом Чайковского! Как трепещущее облако эмоций…И лица людей, сидящих в зале, одухотворенные, сияющие. Все эти картинки и в малой степени не могут, увы, отразить того, что происходило в эти дни на сибирских землях.
С уверенностью можно сказать, что такого эмоционального, щедрого на великолепные программы и исполнителей высочайшего уровня, при этом многожанрового фестиваля в последнее время в нашей стране не было.
Второй Транссибирский в этом году прошел на удивление ровно, как по накатанным рельсам, но за этим четким, безукоризненным следованием запланированным событиям скрыта огромная, доскональная, тяжелейшая работа организаторов, среди которых и Новосибирская филармония, и Фонд Вадима Репина, и Красноярская краевая филармония и многие-многие другие.
Как заявил Олег Белый, директор фестиваля, «Дело, конечно, прежде всего не в затраченных нами часах работы, а в достигнутом результате: особенно отрадно, что все, что мы обещали осенью, в совершенно другой обстановке, мы сделали, и мы не отменили и не сократили ни одной из запланированных программ. Само по себе сейчас это – уникальный случай».
Нельзя не отметить серьезную поддержку местных властей – Правительства Новосибирской области и его губернатора Владимира Городецкого, который, как заметил Вадим Репин, «очень трепетно относится к этому фестивалю». Впрочем, это неудивительно.
Международный форум такого масштаба, состоявшийся второй раз, не оставил равнодушным никого из жителей уже двух регионов – Новосибирского и Красноярского. Территория огромная! И по событийной наполненности Транссибирскому форуму нет равных: в две недели – с 22 марта по 5 апреля – уместилось столько мероприятий мирового уровня, при этом происходящих в самом сердце Сибири, что атмосфера в городе, название которого в последнее время не сходит со страниц газет и лент новостей, несмотря на сотрясающие его скандалы, была приподнятой и солнечной.
За 15 дней форума прошло 15 концертов, с участием выдающихся музыкантов: на Транссибирский съехались такие звезды, как всемирно известные дирижеры Леонард Слаткин и Шарль Дютуа (в этом году был самый настоящий «парад дирижеров мира»), Дмитрий Юровский, Айнарс Рубикис и Дмитрий Лисс, пианисты Жан-Ив Тибоде, Рудольф Бухбиндер, Борис Березовский и Константин Лившиц, скрипачи – Акико Суванаи, Йожеф Лендвай и, конечно же, Вадим Репин, альтист Максим Рысанов, виолончелисты Александр Князев и Александр Бузлов, Квартет им.Бородина и многие другие.
Без преувеличения, «героем» фестиваля и его основным стержнем стал, конечно, Новосибирский академический симфонический оркестр, который выступил пять раз с четырьмя разными дирижерами (Гинтарас Ринкявичюс, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа).
На музыкантов из оркестра легла огромная нагрузка и ответственность, но, вспоминая, как изумительно звучал оркестр, с каким качеством, творческим подъемом и эмоциональной глубиной были сделаны программы с его участием, хочется пожать руку каждому из оркестрантов и поблагодарить за этот впечатляющий праздник музыки.
Да, это действительно было «горнило фестиваля», как метко определил потом, уже в день закрытия, Валерий Карчагин, концертмейстер НАСО, и его первая скрипка, но оркестр прошел через него уверенно и твердо. «Второй фестиваль усугубил события первого фестиваля, - поделился впечатлениями Валерий Карчагин, - И по программам, и по уровню музыкантов, которые предстали перед оркестром благодаря Вадиму. Та работа, которая свершилась в недрах филармонии и в недрах оркестра – дорогого стоит».
Блистательная насыщенная программа Транссибирского форума доставила немало удовольствия как искушенным любителям музыки, так и обычным зрителям, пришедшим на концерт «послушать звезду».
За программу отвечал художественный руководитель форума Вадим Репин, возможно, именно поэтому она и была столь привлекательна и многогранна. По словам Вадима, он старался, чтобы каждый исполнитель привез в Сибирь именно то произведение, которое он сам для себя считает лучшим в этот момент.
Конечно, и у музыкантов постоянно происходит творческий поиск, и пристрастия меняются. Однако это было «попадание в яблочко», поскольку, во-первых, программа форума стала абсолютным шедевром сама по себе, во-вторых, музыканты исполняли эти вещи на высоком эмоциональном подъеме, с двойной радостью.
Открытие 22 марта задало высочайшую планку всем остальным мероприятиям Транссибирского фестиваля. В концерте-открытии «Снова в путь!», посвященном 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского (в юбилейный год эту дату обойти невозможно, и музыка нашего величайшего композитора ненавязчиво, но убедительно звучала в течение всего фестиваля), приняли участие солисты ведущих оперных театров мира: Анна Самуил (Берлинская опера), Елена Белкина (Венская опера) и Дмитрий Попов (Мариинский театр).
Вечер открылся бравурным «Славянским маршем» в исполнении Новосибирского симфонического оркестра, за пультом которого стоял его художественный руководитель Гинтарас Ринкявичус и продолжился оперным Чайковским. Со сцены Концертного зала им.Арнольда Каца прозвучали любимейшие публикой фрагменты из «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Иоланты», а затем Вадим Репин исполнил арию Ленского. Нет, Вадим не запел. Пела его чудесная скрипка. И это невероятное впечатление от до боли знакомой «Куда, куда…» (кстати, в переложении для скрипки Леопольда Ауэра), стало знаковым для всего фестиваля. Потом еще в течение двух недель публику удивляли не раз.
24 марта новосибирцев порадовала программа «Транссибирский табор», которую изначально с опаской называли «непредсказуемой», ведь в ней должен был принять участие Lendvay & Friends с его цыганской музыкой и фольклорными вставками. А тут еще к ним присоединились великолепный домрист Андрей Кугаевский со своими виртуозами из Русского фольклорного ансамбля.
Народная музыка и скрипка, волнующее переплетение русского и венгерского фольклора, Йожеф Лендвай и Вадим Репин, устроившие дуэль на скрипках в финале программы, подарили публике невероятный заряд энергии, юмора и отличного настроения.
Уникальный концерт камерной музыки «Два-три-пять» был исполнен дважды – в Бердске и в Новосибирске. В его программу, по пожеланию художественного руководителя фестиваля Вадима Репина, входил прекраснейший Фортепианный квинтет Танеева. Музыканты сыграли в дуэте, трио и квинтете – этим и объясняется название программы «Два-три-пять».
Дуэт скрипача Вадима Репина и альтиста Максима Рысанова открыл программу Пассакалией Генделя. Трио ля минор Брамса исполнили Максим Рысанов, пианист Константин Лифшиц и виолончелист Александр Князев. Для исполнения Фортепианного квинтета Танеева к трио присоединились Вадим Репин и юная японская скрипачка из Новосибирска Анна Танака.
Кстати, подводя итоги фестиваля, Вадим заметил, что в следующем году планирует расширить направление программы, связанное именно с камерной музыкой: «Скорее всего, я сделаю акцент на камерные концерты, чтобы была не одна такая шикарная программа, а больше. Это же как мастер-класс камерного музицирования».
Одним из ярчайших акцентов фестиваля стала премьера Концерта для скрипки с оркестром «De Profundis», созданного специально для Транссибирского форума молодым, но уже известным композитором Лерой Ауэрбах. Не каждый фестиваль может похвастаться такой премьерой! Для Транссибирского обязательное представление нового произведения каждый год – принципиальная позиция.
Добавим, что Концерт посвящен Вадиму Репину, и впервые им же и исполнен, с Новосибирским симфоническим оркестром и дирижером Дмитрием Юровским. За премьерным исполнением одночастного концерта, который, по словам автора, «настолько эмоционально разнообразен, подчас полярен, что требует отдачи от исполнителей на 200%», последовала продолжительная овация – концерт был искренне принят публикой.
Из Новосибирска премьера перекочевала в Красноярск, где также была триумфально исполнена уже в несколько другом составе – 8 апреля Вадим Репин выступил в последнем концерте фестиваля вместе с Красноярским симфоническим оркестром на сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии.
Невозможно описать всю программу и события Второго Транссибирского Арт-Фестиваля – это сплошной всплеск эмоций, гигантская волна позитива, в которой причудливо и смело смешались впечатления от наполненных особой духовной энергетикой прекрасных концертов, радость познания новой музыки и новых эмоций, восторг от общения с талантливыми людьми, такими, как, например, юная художница Мария Кононова (ее выставкой «Симфония красок» открылся Транссибирский форум), или английский режиссер Джон Бридкат, привезший на форум интереснейший документальный фильм «Караян – магия и миф», или выдающийся педагог и скрипач Захар Брон, и многое-многое другое.
Хотелось бы рассказать и о невероятных по эмоциональному фону и уровню исполнения концертах с участием Квартета им.Бородина, Жана-Ива Тибоде, Акико Суванаи, Рудольфа Бухбиндера, Александра Князева, но тогда пришлось бы писать книгу. Каждый из них оставил здесь, в Сибири, кусочек своей души и подарил публике букет роскошных эмоций.
У Вадима Репина, художественного руководителя фестиваля, есть еще и такое удивительное свойство, как притягивание к себе уникальных людей. Вадиму доверяют безоговорочно и готовы ехать за ним хоть на край света. Будь это прославленный американский дирижер Леонард Слаткин, или изысканный французский пианист Жан-Ив Тибоде.
Впрочем, зарубежные звезды нисколько не жалели о своем решении побывать в Сибири, ведь здесь их встречали так тепло и радушно, что впечатлений хватит надолго. Когда американский маэстро вместе с женой, композитором Синди МакТи (представившей на фестивале свое произведение Circuits) побывали в гостях в Новосибирском колледже искусств, и увидели выступления учащихся, они были потрясены, насколько самозабвенно, вдохновенно и профессионально юные артисты представили исконную культуру и традиции нашей страны.
Кстати, директор колледжа Александр Васильевич Иванов также произвел на зарубежных гостей неизгладимое впечатление. На вопрос маэстро Слаткина, откуда у этих детей такое глубинное знание фольклорных традиций и искренняя любовь к национальному творчеству, Александр Васильевич, улыбаясь, объяснил, что «в основе воспитания у нас лежит нравственность, а не деньги, костюм или богатство. Мы сохраняем культуру, для нас главное – беречь душу».
С духовностью в воспитании подрастающего поколения в Новосибирском регионе все в порядке. Не случайно в регионе действуют более 90 школ искусств. Для Транссибирского фестиваля, кстати, направление – «Дети – детям» является одним из самых важных, приоритетных.
В этом году, поддерживая и развивая его, форум представил целую серию мастер-классов с участием замечательных музыкантов. С учащимися Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) секретами мастерства делились Александр Князев, Вадим Репин, Константин Лившиц, Лера Аэурбах, Максим Рысанов. Необычный мастер-класс в Концертном зале им.Арнольда Каца провела юная художница Мария Кононова – 40 детей из четырех детских домов рисовали вместе с Марией под музыку Чайковского, которую исполнял для них артист Новосибирской филармонии, пианист Алексей Гребенкин.
А после музыкального урока рисования дети отправились на концерт с участием их ровесников, юных виртуозов, Руслана Петрова (фортепиано), Полины Вожовой (ксилофон), Анастасии Ушаковой (виолончель) и семилетней скрипачки Виолетты Медведко. Старших виртуозов представляли Вадим Репин, Александр Князев, Константин Лившиц и Лера Ауэрбах.
Закономерно, что завершающим аккордом мастер-классов и, пожалуй, самым волнующе-эмоциональным из всех событий Транссибирского фестиваля стал концерт «Связь поколений» с участием выдающегося педагога Захара Брона и его учеников.
В роли ученика выступил и прославленный скрипач, художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. Три поколения скрипачей – младшее, Моне Хаттори, Элли Чои и Эльвин Ганиев, среднее – Вадим Репин и старшее, сам Захар Нухимович, показали публике сияющую в своей красоте гармонию звуков, удивительное взаимопонимание и фантастическое исполнение абсолютно разных по стилю и эмоциональной наполненности музыкальных произведений.
Пожалуй, это был самый трогательный и мощный по воздействию на публику концерт. Не случайно сам Вадим, еще накануне фестиваля, когда рассказывал о том, что нас ждет, восторгался высочайшим профессиональным уровнем ребят и их талантами.
По поводу мастер-классов, кстати, художественный руководитель форума заметил, что «их нужно системно изменить и сделать так, чтобы они не проходили безрезультатно. Будет интересно, если в конце организовать концерт из выступлений самых талантливых детей, сделавших настоящий скачок».
В этом году география фестиваля значительно расширилась, концерты прошли в семи городах (кстати, Вадим Репин с Жаном-Ивом Тибоде на один день вырвались в Москву, чтобы преподнести московским меломанам роскошный подарок в виде стильного концерта «Шедевры французского импрессионизма» в Филармонии-2), но организаторы уже подумывают и об освоении новых, зарубежных, территорий.
Вадим Репин отметил, что ведутся переговоры на 2016 год, и уже можно подтвердить включение в программу фестиваля в Тель-Авиве. Возможно, к фестивальной программе подключится и Япония. Все это – следствие того огромного интереса и резонанса, которые вызвал фестиваль и в прошлом, и уже в этом году.
«Фестиваль – это сложный механизм, и непросто умудриться в кратчайший срок выдать такое количество эмоций, причем эти эмоции не только у артистов, а у всех, кто принимал участие в создании и проведении фестиваля, - заявил Вадим Репин на заключительной пресс-конференции. – В первую очередь мои слова благодарности я адресую Новосибирскому симфоническому оркестру, потому что у них была очень сложная пора, очень трудные программы и произведения, которые впервые звучали, не только для оркестра, но и для слушателей.
Конечно же, огромное спасибо Новосибирской филармонии, за все то, что было необходимо. Во второй год всегда сложнее, чем в первый, но отдача была все равно на 100 процентов, и это радует. Лист благодарности, конечно, намного длиннее, ведь мы расширились, и охватили и Красноярский край, и даже Москву. Я считаю, что в целом фестиваль прошел очень удачно и надеюсь, что следующий будет не менее, а более разносторонним, интересным».
Автор статьи выражает огромную благодарность Вадиму Репину, Олегу Белому, Наталье Миллер, Алёне Болквадзе, Анастасии Шевелёвой, Анастасии Сапрыкиной, Марине Монаховой, и, конечно же, Маркусу Вайлеру, за безупречную и четкую организацию, искреннюю поддержку и дружелюбие, за то, что на Транссибирском - своя эмоциональная, особая, атмосфера радости и творческого драйва. Спасибо!!!!