Транссибирский арт-фестиваль берет невероятным размахом

24 марта 2015
...В России, в конечном счете, всё держится на личности, а потому вслед за целой сетью фестивалей Башмета и Мацуева, в Новосибирске возник глобальный авторский форум прославленного 43-летнего скрипача Вадима Репина (уроженца этих мест). В этом году смотр проходит уже второй раз, его отличает от прочих красивое имя (Trans-Siberian Art Festival), а также солидная продолжительность (с 22 марта по 8 апреля) и география (помимо Новосибирска — Бердск, Искитим, Красноярск, Железногорск, Омск, Москва). А уж «начинка» — вообще отдельная тема.

Это очень здорово, что небедная новосибирская музыкальная история помимо Арнольда Каца (легендарного дирижера, основателя Новосибирского симфонического оркестра) и Гинтараса Ринкявичюса (ныне держит оркестр Каца в великолепной форме), пополнилась теперь и именем Репина, причем, не только как знаменитого земляка, но и как человека, который наполнил родной край новой насыщенной музыкальной судьбой. Шутка сказать — в «Транссибе» принимают участие более 600 артистов из 16 стран, звучат российские и мировые премьеры...

— Ежегодная мировая премьера становится нашей хорошей традицией, — говорит маэстро Репин, — Лера Ауэрбах написала скрипичный концерт De Profundis; также среди премьер — новый документальный фильм Джона Бридката «Караян — магия и миф», а кроме того первое исполнение в России опуса Circuits Синди МакТи.

...В новом просторном концертном зале имени Арнольда Каца, где прошло открытие форума, значительно улучшили акустические показатели, разредили ряды кресел, — здесь атмосфера свободы и полета, всё слышно, все видно, тем более, когда есть на что посмотреть — скажем, на мастерскую работу Ринкявичюса с вверенным ему оркестром, когда ты сразу ощущаешь невероятный контакт между маэстро и музыкантами буквально на полутонах. Четко слышна каждая группа инструментов даже на переходах в тутти, никакой «каши». При этом нет и задавленности, оркестр играет «свободной рукой», негромко, нежно, уверенно...

Но, конечно, все ждали выхода «виновника торжества» — Вадима Репина с виртуозной арией Ленского «Куда, куда» в обработке для скрипки Леопольда Ауэра, — в данном случае Репин как бы подхватил тему 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, ведь до него в хрестоматийных партиях на открытии выступали вокалисты — тенор Дмитрий Попов, сопрано Анна Самуил и меццо Елена Белкина. В финале был сюрприз — Репин не погнушался ролью официанта, вынеся на бисах (Попов, Самуил и Белкина пели «Застольную» из «Травиаты» Верди) поднос, наполненный бокалами с шампанским. Под громкие аплодисменты публики шампанское было выпито прямо на сцене.

— Хочется особо отметить, — продолжает Репин, — что серьезный процент событий фестиваля посвящен подрастающему поколению — будь то вечер Захара Брона и его лучших учеников, спецпроект «Дети — детям», а также выставка юной художницы Марии Кононовой (сама выставка развернулась в фойе зала им. Каца, — Я.С.).

...Главное, на наш взгляд, чтобы форум развивался (читай: финансировался) и дальше, ибо он совершает важную «посольскую» функцию, перемешивая в сознании страны и регионы и вознося, тем самым, Новосибирск на уровень серьезных музыкальных столиц, — посмотрите только на список приезжающих сюда дирижеров: Леонард Слаткин, Шарль Дютуа, Дмитрий Юровский, Айнарс Рубикис, Дмитрий Лисс... (солистов рука устанет перечислять — Александр Князев. Максим Рысанов, Борис Березовский, Александр Бузлов etc.). И это совершенно новая тенденция, когда форумы «на местах» начинают приобретать такой размах, что туда устремляется и столичная публика, да и, собственно, контент зачастую начинает отличаться от столичного в сторону большей прогрессивности в совмещении жанров (чего стоит только серьезная документальная кинопрограмма). Так что, в добрый путь.

Ян Смирницкий, mk.ru

Наверх