«Тобольские царевны», «музыкальный хулиган» столетие спустя и вечный Брукнер

6 апреля 2021
Нынешний Транссибирский арт-фестиваль (восьмой по счету) возвращается к своему привычному формату — с приглашенными звездами, аншлагами, масштабной и амбициозной программой.

Именно таким был концерт 4 апреля в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижировал Казуки Ямада, солировал арт-директор фестиваля скрипач Вадим Репин. Маэстро Ямада — главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра Монте-Карло и Симфонического оркестра Бирмингема, он сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. Японский дирижер хорошо знаком российской публике: он неоднократно выступал в Москве и Санкт-Петербурге, многим памятны его концерты в Большом зале консерватории, в Концертном зале имени Чайковского, в зале «Зарядье». Но в Новосибирск Казуки Ямада прилетел впервые. Как признался Вадим Репин, знакомы они лет пятнадцать, не раз играли вместе и давно обсуждали возможность участия японского маэстро в Транссибирском арт-фестиваль. В этом году, наконец, «звезды сошлись». О своих впечатлениях от Новосибирска после концерта дирижер говорил очень эмоционально и горячо:

Казуки Ямада: «Я очень люблю Россию — русских людей, русскую музыку, даже русскую еду… В Новосибирске я впервые — и потрясен, прежде всего, обстановкой. Здесь нет привычных жестких ограничений: я пожимал руки музыкантам, они — мне, я дирижировал без маски… За последний год у меня ни разу не было такого живого отклика, такого контакта, и это прекрасно.

Оркестр великолепен. Я хорошо знаю российские коллективы, они замечательные, но здешний — особенный. Оркестранты все улыбчивые — этим они похожи на японских людей, которые всегда очень доброжелательны. Между мной и музыкантами прекрасный контакт, симпатия. Конечно, на репетициях я что-то объяснял словами, но даже если бы мы не говорили, взаимодействие и понимание было полным».

У фестиваля есть правило: арт-директор Вадим Репин предоставляет приглашенным музыкантам — солистам и дирижерам — максимальную свободу в выборе репертуара, тем более что один из главных участников, Новосибирский симфонический оркестр — первоклассный коллектив, которому «по плечу» партитуры любой сложности, стилей и эпох. Безусловно, учитываются и пожелания организаторов. В результате возникают очень гармоничные, смелые и концептуальные программы. Именно так случилось 4 апреля.

Концерт открылся пьесой современного новосибирского композитора Елены Демидовой «Тобольские царевны», написанной специально для Транссибирского фестиваля. Это очень красивая музыка — иногда драматическая и даже предвещающая неминуемую катастрофу, иногда пронзительно-лирическая. Она очень кинематографична, вызывает целый ряд зримых образов, связанных с историей России и в частности, сибирского края. Говорит автор.

Елена Демидова: «Это не просто царевны, это Тобольские царевны. В основе исторический факт: в 1917 году семью царя Николая Второго выслали в Тобольск. Его четыре дочери тоже были в этой ссылке, и их судьба была трагичной. Но сочинение не только о них, это обобщенный образ. Царевны — это символ дворянства, исчезнувшего с гибелью царской семьи. А слово Тобольск — это символ ссылки, репрессий. Меня давно занимала эта тема — хрупкие нежные женщины, которых с детства готовили совсем к другому, а судьба и люди распорядились иначе — тюрьмы, ссылки, лагеря. Но и в этих невыносимых условиях они оставались собой, продолжали нести образование, лечили, утешали».

Именно об этом говорит музыка: «Тобольские царевны» — это размышление о сломанных судьбах, но не сломленном человеческом достоинстве. Прозвучала мировая премьера сочинения, и это одна из главных традиций Транссибирского арт-фестиваля, а еще и возможность привлечь внимание к композиторам Новосибирска — землякам вдохновителя музыкального форума Вадима Репина.

Первый скрипичный концерт Прокофьева, прозвучавший вслед за пьесой Елены Демидовой, оказался связанным с ней — исторически, темой революционных катаклизмов. Композитор сочинил его в 1917-м, а премьера состоялась шесть лет спустя. Публика не приняла произведение — от Прокофьева ожидали очередного скандала, а «музыкальный хулиган» оказался лириком и философом. Сегодняшние слушатели не столь радикальны: хрупкая, нежная музыка концерта в исполнении Вадима Репина и Новосибирского оркестра во главе с Казуки Ямада очаровала зал, погрузила его в размышления — что, впрочем, не помешало бурным овациям в финале.

Второе отделение концерта было посвящено музыке Брукнера — маэстро Ямада представил фестивальной публике Четвертую симфонию композитора. Эта и другие симфонические полотна Брукнера нечасто появляются на афишах: это объясняют их продолжительностью, «божественными длиннотами», трудными для восприятия. Однако в подобном утверждении есть большая доля лукавства: исполнить эту музыку так, чтобы слушатель не заскучал, а восхитился, непросто — для этого нужна выдержка дирижера, его умение выстраивать форму, быть музыкальным драматургом — и, разумеется, безупречное мастерство оркестрантов. В нынешнем концерте все это было — «умный» и талантливый дирижер, отзывчивый и высококлассный коллектив. Одним словом, за час с небольшим, что продолжалась симфония, никто в зале не заскучал… А после второй части, с восхитительным соло альтов на фоне пиццикато остальных струнных, воспитанная новосибирская публика не смогла сдержать эмоций и зааплодировала — маэстро и оркестр не возражали.

Чем же так важен Брукнер для сегодняшней публики? Об этом маэстро сказал после концерта.

Казуки Ямада: «Брукнер — это был мой выбор. Последнее время я им очень увлечен, много его играю. В современном мире связь людей с религией и верой слабеет. Технология, технический прогресс занимают умы и сердца миллионов. Но где-то глубоко в душе связующая нить человека с Богом остается. В музыке Брукнера эти три ноты — до, ми, соль –появляются очень часто, для меня они как Бог-отец, Бог-сын и Святой дух. Я не христианин, я буддист — но чувствую, что музыка Брукнера будит в современных людях стремление к Богу, к вере».

Взгляд не совсем обычный, ведь Четвертую симфонию Брукнера называют «Романтической», говорят об образах рыцарей, их пирах и охотах, о картинах прекрасной природы. Впрочем, возможно и такое, более широкое ее толкование — как, впрочем, и любой великой музыки, которая всегда больше и объемней словесного описания.

Следующий концерт Восьмого транссибирского арт-фестиваля — 6 апреля. Свой клавирабенд представит Николай Луганский. В программе — Бетховен, Рахманинов, Дебюсси. Об этом событии мы обязательно вам расскажем.

Ольга Кордюкова, Орфей

Наверх