Станислав Грес: «У меня образовалось два абсолютных слуха»

18 февраля 2014
В субботу, 16 февраля, Новосибирск посетил с концертом теперь уже московский клавесинист Станислав Грес. Несколько лет назад о нём можно было сказать "подающий надежды", но сегодня мы слышим игру сформировавшегося исполнителя высокого класса.

Приехав почти инкогнито и практически без рекламы, Станислав Грес собрал на своём выступлении в Краеведческом музее полный зал. Среди антикварной мебели и колонн зазвучал клавесин. Это была удачная атмосфера для музыки Баха, которую потрясающе исполнил молодой маэстро. Общемировой вал интереса к старинной музыке докатывается и до нашей сибирской столицы: многочисленные слушатели устроили небольшую овацию. Клавесин, настроенный по старинным канонам - это не только антикварный звук для утончённых ценителей, но и возможность - для всех - отдохнуть от грохота современности, ощутив мелодичное дыхание веков изысканности. А почему эта музыка действительно мелодичнее нынешней – читайте далее.

В программу концерта, состоявшегося 16 февраля в одном из залов Краеведческого музея, вошли виртуозные клавирные произведения, по праву считающиеся одной из вершин творчества немецкого классика. Станислав представил слушателям французские сюиты и токкаты великого немца, в звучании, максимально приближенном к историческому. Клавесин был настроен тем же способом, каким, вероятно, настраивали эти инструменты во времена Баха. Субъективно это можно описать как хрустальное, небесное, очень гармоничное, неповторимое звучание. Почему нам сравнительно редко удаётся услышать клавесин? Триумф фортепиано, рояля (более громких, молоточковых инструментов) был исторически обусловлен необходимостью увеличения концертных залов, и клавесин, инструмент с красивым, но тихим щипковым тембром, оказался оттеснённым. Но музыку, написанную для клавесина, лучше всего исполнять именно на нём!

Станислав любезно согласился ответить на несколько вопросов для «Культуры СИ».

- Какие наиболее заметные события произошли в Вашей жизни за последнее время?

- В предыдущем году я закончил аспирантуру и стал уже "свободным художником". В этом году я был в Италии мастер-классах Цви Меникера, это большой специалист из Ганновера. Мастер-класс был посвящен музыке Баха и Гайдна. Проводятся концерты, как в консерватории (московской – прим. корр.), так и в разных залах в Москве. Как правило, это акустически очень выигрышные места – библиотеки, музеи, палаты Высокопетровского монастыря (там каменные своды, и в любой точке зала ты слышишь инструмент, как будто стоишь рядом с ним). У меня теперь есть свой инструмент эстонского мастера Питера Тальве, это копия немецкого инструмента 1738 года Кристиана Фатера (мастер из Ганновера). Помимо этого, у нас на факультете есть несколько инструментов разных типов. В этом году я заказываю клавикорд, и через несколько месяцев он у меня будет. Клавикорд большой, поздней модели зильбермановской, то естьна нем можно играть музыку от самой ранней вплоть до Бетховена.

- На вашем сайте написано, что вы участвовали в ансамблях старинной музыки «Moscow Baroque», «Barockers» и «Pfeiffer». Расскажите об этом подробнее.

- В Москве есть несколько ансамблей старинной музыки, использующих барочные инструменты и жильные струны. Мне иногда доводится с ними вместе играть. «Moscow Baroque Ensemble» был образован еще в начале девяностых годов - ансамбль с давними традициями, выступающий, известный в Москве и не только в Москве. «Barockers» - ансамбль более молодой, с ними мы достаточно удачно съездили в Утрехт на фестиваль старинной музыки, который проводится там каждый год. В 2006 году мы там были, готовили итальянскую программу. Там были произведения Кацатти, насколько я помню, разных итальянцев и Баха. Помню, что это было удачное выступление в большой церкви в Утрехте, с потрясающей акустикой. Была полная церковь, в общем, воспоминания оттуда самые радужные. Ансамбль «Pfeiffer» организовал флейтист Владимир Парунцев, известный в Москве. Он занимается как барочной музыкой, так и более ранней музыкой эпохи Возрождения, Средневековья. С ним тоже доводилось играть некоторые концерты. Это ансамбли, которые не только используют старинные инструменты, но и исповедуют исторический подход, то есть подход, основанный на знаниях, почерпнутых из старинных трактатов, из источников по старинному исполнительству. Собственно, и я, и наш факультет Московской консерватории – все мы именно учимся не просто играть на старинных инструментах, а делать это на основании каких-то исторических знаний, прежде всего.

- В музыке этих ансамблей есть современные элементы или они стремятся к аутентичности?

- Само понятие «аутентичность» – очень спорное, и я всегда призываю не использовать это слово, а говорить «исторически ориентированное исполнительство». Претензии на аутентичность быть не может: чтобы играть аутентично, нужно просто забыть о той культуре, которая нас окружает, просто перенестись в то время и думать так, как в то время, и играть на тех же инструментах, а не на копиях. То есть, все равно есть какие-то условности: никто не может сказать, что «вот он играет так, как играли в то время». Это исполнительство именно исторически ориентированное, то есть основная его цель – попытаться возродить какие-то исполнительские приемы, возродить такое отношение к тексту (нотному – прим. корр.), какое было в то время. Естественно, что в то время оно сильно отличалось. Если в наше время текст – это святая святых, это то, чему исполнитель должен следовать, то раньше было абсолютно не так: исполнитель, играя произведение, должен был как-то разнообразить ноты (поскольку, как правило, это было его собственное произведение). И это невозможно было написать в нотах, это все переходило изустно, это изустная практика импровизирования, колорирования, собственно, это и есть один из самых главных аспектов исторического исполнительства, подход к тексту, попытка творчески переосмысливать текст и пытаться вносить в него какие-то личные импровизационные места, я бы так сказал.

- Клавесин, на котором вы играли, звучал в одной из старинных темпераций?

- Это одна из темпераций Веркмайстера, так называемая "Веркмайстер 3", - если не ошибаюсь, 1697 год. Бах знал эту темперацию, он был знаком с Веркмайстером. Мы можем предполагать, что это была одна из тех хорошо звучащих темпераций, которая позволяла играть во всех двадцати четырёх тональностях. Может быть, именно эту темперацию имел в виду Бах для своего "Хорошо Темперированного Клавира". У него была своя собственная темперация. Что касается Веркмайстера, у него еще несколько систем настройки есть, но мы знаем, что именно третья система была наиболее востребована и принята музыкантами того времени.

- Как люди с абсолютным слухом воспринимают игру в старинной темперации, где нота «Ля» звучит не на частоте 440 Гц, как в современной музыке принято, а чуть ниже?

- У меня абсолютный слух. Когда я начал слушать записи Леонхардта, Копмана, Арнонкура, у меня было отторжение, потому что я слушал, допустим, в до мажоре, а звучит это в си мажоре. У меня было неприятие, но умом я понимал, что это хорошо и что нужно перестраиваться: я как бы стал заставлять свой слух подстраиваться. Я думал, что абсолютный слух разрушится, что его не станет. Но на самом деле у меня образовалось два абсолютных слуха: мне нужно только как бы настроить свой мозг на то, какая у меня «Ля» - 440 или 415 герц. Как правило, если, я слышу тембр фортепиано, то слух настраивается на 440 герц, потому что фортепиано настраивается на эту частоту, а если слышу клавесин или струнные инструменты барочные - то слух настраивается на 415 герц. То есть здесь все завязано на тембральной стороне дела. Сегодня клавесин был настроен так, как настраивались клавесины во времена Баха, то есть в 415-м строе, на полтона ниже чем настраивают сейчас.

- Есть ли планы снова приехать в Новосибирск?

- Я сейчас договариваюсь с Владимиром Михайловичем Калужским по поводу того, чтобы на следующий год в филармонии сделать абонемент из четырёх концертов, который будет называться "Клавирная музыка трёх столетий". Концерты будут посвящены некоторым темам, сюжетам из клавирной музыки XVI - XVII веков. Я думаю, что в следующем году мы как минимум четыре раза встретимся с новосибирцами на сцене.


Справка: Станислав Грес - клавесинист, пианист, исполнитель на молоточковом клавире. В сфере творческих интересов – музыка XVI-XX веков, исполняемая на инструментах соответствующей эпохи. Три года назад Станислав с отличием закончил фортепианный факультет Новосибирской консерватории, причём уже в 2004 году поступил в аспирантуру Московской консерватории, которую он ныне закончил по специальности "Старинные клавишные инструменты" (класс Ольги Мартыновой). Защитил исполнительскую диссертацию «Энгармонические клавишные инструменты в Италии XVI-XVII веков». Продолжая исследовательскую работу, музыкант посвящает себя исполнительству, совершенствуя своё искусство на мастер-классах видных европейских экспертов в области исполнения старинной музыки (Боб ван Асперен, Давитт Морон, Цви Меникер, Кристофер Стембридж). В числе заслуг Станислава – организация концертных циклов «Камерная музыка XX века» (Новосибирск), «Гайдновский проект - 2008» (Москва) и других, выступления как с сольными программами, так и в составе ансамблей «Moscow Baroque», «BaRockers», «Pfeyffer».
Беседовал Юрий Кринский , kulsi.ru

Наверх