Сибирский аккорд. В Новосибирске прошел Транссибирский арт­-фестиваль – детище Вадима Репина

28 апреля 2015
Первый фестиваль прошлого года задал высокую планку – и количеством концертов, и качеством исполнения, и участием крупнейших музыкантов со всего мира. Нынешняя программа второго фестиваля не уступала, более того, была столь насыщена художественными событиями, что выплеснулась за пределы Новосибирской области – концерты состоялись в Красноярске, Омске, Железногорске и Москве. Цифры впечатляют – только в Новосибирске за 15 дней было дано 15 концертов, всего в фестивале приняло участие более 600 музыкантов из 16 стран.

Было бы лукавством утверждать, что все выступления оказались «неповторимыми» и «непревзойденными». В спрессованном графике фестивальных событий можно было заметить колебания от художественных потрясений до просто хорошего, профессионального музицирования; можно искать и найти просчеты и слабые места. Так, например, первый концерт показался несколько странным. В нем звучала музыка П. Чайковского, причем сначала – пафосно-патриотическая («Славянский марш»), затем перешли к популярному оперному репертуару в исполнении А. Самуил, Е. Белкиной и Д. Попова (только последний был по-настоящему хорош), а на бис и вовсе спели Верди. Несколько разочаровал французский дирижер Шарль Дютуа, под руководством которого в заключение фестиваля Новосибирский филармонический оркестр исполнил Первую симфонию Г. Малера. Финал ее был сыгран убедительно, но как бы сам по себе – его высокий драматизм и венчающая всю конструкцию сочинения мощная триумфально-оптимистическая эмоция не вытекали из предшествующего, четыре части цикла не сложились в целое. Видимо, дирижер не сумел найти общий язык с оркестром за краткий репетиционный период.

Однако в целом очевидно, что совокупность разнообразного, но неизменно качественного репертуара и могучей творческой энергии, обеспеченной талантливыми исполнителями, делают фестиваль центральным событием музыкального сезона в Новосибирске, да и за его пределами, событием, которое обязательно нужно пережить и которым нужно напитаться.

В программу этого года входили, как сейчас принято говорить, знаковые явления, концерты, которые (если учитывать первый Транссибирский) обозначают определенные тенденции и составляют традиции. Среди них, безусловно, – выступление выдающегося скрипичного педагога Захара Брона и его учеников. Выпускник Московской консерватории, ныне «человек мира» З. Брон в 70-80-е годы был новосибирцем, и по сути именно благодаря ему город имеет сегодня «репинский фестиваль». Вадим Репин – один из первых учеников Брона (если не первый), кто и сам снискал, и педагогу принес мировую славу. Выстроить цепочку причинно-следственных связей от этого факта до Транссибирского арт-фестиваля несложно. Поэтому концерт «школы Брона» для любителей скрипки стал событием центральным.

Первое, что ошеломило, – великолепная, блестящая концертная форма маэстро, который все-таки бóльшую часть своего таланта и творческой энергии отдает педагогике. И в сольной «Цыганке» М. Равеля, и в сыгранной в дуэте с Репиным Сонате для двух скрипок С. Прокофьева он был безупречно техничен и точен, глубок, артистичен и как-то по-особому… легок, хотя сочинения весьма непросты и драматичны. Эта присущая ему легкость не имеет ничего общего с легковесностью и желанием понравиться публике, она – следствие его позитивного, солнечного дара, внутренней гармонии, которые, вероятно, и позволяют ему вдохновлять и одухотворять начинающие таланты. Кроме Вадима Репина в концерте играли совсем юные ученики с разных сторон света – Моне Хаттори, Элли Чои, Эльвин Ганиев. Девочки, несмотря на очевидную пока музыкантскую незрелость, вполне легко «взяли» мощный взрослый репертуар, например «Блестящую фантазию на темы оперы Дж. Россини «Отелло»» Г.В. Эрнста (Чои) или «Фантазию на темы оперы «Кармен» Ж. Бизе» Ф. Ваксмана (Хаттори). Технически они уже почти совершенны и, наверное, самое интересное сейчас в них – пробуждение настоящего творческого духа, зреющего и проявляющегося в результате достигнутой свободы виртуоза. Скрипач Ганиев уже юноша, и его репертуар (П. Сарасате и Ж. Массне) был сыгран вполне личностно, чувственно, насыщенно-лирическим звуком редкой органики.

Конечно, при всем разнообразии программы скрипка царит на Транссибирском фестивале. Один из концертов стал «главным блюдом» головокружительно виртуозного скрипичного пира – это выступление ансамбля венгра Йожефа Лендвая в программе «Транссибирский табор» с участием Репина и исполнителей на русских народных инструментах. В концерте звучали цыганско-венгерские напевы и русские плясовые, разнообразные чардаши, в том числе и Монти, «Венгерские танцы» Брамса, «Жаворонок» Динику и т.д. и т.п. – и все это не только с подлинным азартом, технически блестяще, но и безукоризненно музыкально и со вкусом. Так как подобного рода развлекательный скрипичный «гвоздь программы» – концерт для публики веселой и заводной, способной искренне радоваться и наслаждаться полнотой бытия, – был и на прошлом фестивале, то мы уверенно можем говорить о складывающейся традиции.

Другая замечательная традиция – концерт «Дети – детям», в программе которого на сей раз, кроме приезжих знаменитостей, принял участие новосибирский ансамбль юных виртуозов «Блестящие смычки», созданный и руководимый одним из наиболее авторитетных сегодня российских преподавателей скрипки профессором Новосибирской консерватории Мариной Кузиной.

И еще: второй год подряд специально для фестиваля и его вдохновителя Вадима Репина пишется новое произведение. В этом году состоялась мировая премьера одночастного Концерта для скрипки с оркестром De Profundis композитора с международной известностью Леры Ауэрбах – довольно сложного по языку мировоззренческого сочинения, обращающего слушателя к серьезным нравственным проблемам, осмысляемым в трагическом преломлении, с болью, иногда – отчаянием. И само произведение, и его вдумчивое и мощное исполнение Вадимом Репиным и Новосибирским симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Юровского были восприняты публикой с большим вниманием и энтузиазмом, а это свидетельство того, что современное искусство способно и должно занять достойное место в актуальном академическом музыкальном контексте. Во второй части этой концертной программы безупречно, с полным взаимопониманием между дирижером и оркестром была сыграна Пятая симфония П. Чайковского – видимо, неслучайно: выстроенная таким образом программа позволила публике сравнить особенности нравственных исканий художников, разделенных почти полутора веками.

Чайковского вообще было много, и это понятно – 2015 год проходит для всего музыкального мира под знаком 175-летнего юбилея русского гения. Чайковским фестиваль открывался, ему был посвящен большой концерт в Новосибирском оперном театре с оркестром театра и дирижером Петром Белякиным. Блистательно сыграли Сюиту № 3 для оркестра музыканты из Екатеринбурга. Выступление Уральского академического филармонического оркестра для новосибирцев было особенно интересным – сегодня из региональных симфонических оркестров он и его художественный руководитель Дмитрий Лисс, пожалуй, так же легендарны, как в свое время новосибирский оркестр с Арнольдом Кацем. Уральцы ведут активную гастрольную деятельность, имеют мировую известность, высокий профессиональный авторитет, и новосибирская публика смогла убедиться, что все это неслучайно и заслуженно. И в аккомпанементе Концерта для фортепиано Э. Грига (солировал Рудольф Бухбиндер из Вены, как показалось –в несколько салонной манере), и особенно в Сюите № 3 Чайковского музыканты продемонстрировали великолепный строй, владение всеми возможными приемами оркестрового исполнительства, тонкость нюансировки, отменное понимание смысловой архитектоники сочинения и яркий темперамент.

Однако вполне логично основой и героем фестиваля стал Новосибирский академический симфонический оркестр. Широчайший репертуар – от популярного «Болеро» М. Равеля до мировой премьеры; аккомпанирование пианистам, скрипачам, ансамблям; работа с разными дирижерами – кроме «родного» Гинтараса Ринкявичуса (художественный руководитель оркестра) к пульту вставали Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Шарль Дютуа. Высокий уровень «вышколенного», чуткого, гибкого и мобильного музыкального коллектива был выдержан всегда!

Очень сильное впечатление произвел камерный концерт «Два – три – пять» с участием скрипачей Вадима Репина, Анны Танака (Анна – японка, учится в Новосибирске, в классе профессора М. Кузиной), альтиста Максима Рысанова, виолончелиста Александра Князева и пианиста Константина Лифшица. Яркие и оригинальные, очень разные музыканты-солисты сумели составить неповторимые ансамбли, спаянные радостью совместного музицирования, творческим интересом друг к другу. Дуэт Репин – Рысанов исполнил обработку Й. Хальворсена Пассакалии Г.Ф. Генделя как изысканную, «кружевную» пьесу, в которой лишь угадываются барочные очертания. Фортепианное трио И. Брамса Репин, Рысанов и Лифшиц сыграли столь артистично и увлекательно, что эмоции, и без того яркие в этом сочинении, поднялись до самого высокого градуса. Завершал этот праздник ансамблевой игры Фортепианный квинтет С. Танеева – произведение эпическое по масштабу, насыщенное драматическими событиями. В захватывающем, харизматичном исполнении участников концерта он прозвучал поистине как симфоническое полотно.

В заключительной программе Репин и Князев исполнили Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса. Трудно представить себе более разных академических музыкантов: неизменно элегантный, сдержанный, утонченный скрипач и виолончелист, как будто захваченный первозданными страстями, ощущающий архаично-варварскую природу звука… Наблюдение за тем, как они выстраивают свои дуэтные отношения и достигают при этом гармонии, дает неповторимое эстетическое переживание.

Образец потрясающей ансамблевости представили музыканты Государственного квартета им. А. Бородина, которые в плотном графике в основном зарубежных гастролей своего 70-го, юбилейного, сезона нашли место для участия в Транссибирском арт-фестивале. Интересным было знакомство с французским пианистом Ивом Тибоде, который играл М. Равеля.

…Все события невозможно описать с подробностью, которой они заслуживают. А ведь была еще и сопутствующая программа: кинофильмы, выставки, творческие встречи. И еще необходимо отметить особую деликатность художественного руководителя фестиваля Вадима Репина. Он участвует почти во всех концертах, в очень разнообразном сольном и ансамблевом репертуаре, но при этом не стремится доминировать, создавать фестиваль «для себя». В атмосфере этого события ощущается особая профессиональная дружественность и взаимное уважение музыкантов – и это тоже важный момент, определяющий своеобразие и суть Транссибирского арт-фестиваля.
Яськевич Ирина, "Играем с начала"

Наверх