Про каждого из участников фестиваля, говорит Турыгин, можно сказать: «уникальный», «непревзойдённый», «выдающийся».
Будь то профессор консерватории Амстердама Арно Бернкамп: учеба в классе у этого педагога для саксофониста, как «знак качества». Пропуск на вершины мирового саксофонного искусства.
Или «образец современного виртуоза», как называют его критики, Симон Дирик. Первый саксофон Королевской консерватории Бельгии, триумфатор и обладатель Гран-при престижного конкурса имени Адольфа Сакса в Динане.
А есть Эрни Уоттс. С ним тоже всё просто: «гуру джаза», называют его джазовые музыканты. «Величайший из ныне живущих тенор–саксофонистов мира», сказал о нем Ян Паттерсон. Две премии Grammy, сотни записей с целой плеядой звезд, от Эддерли до Фрэнка Заппы.
Не затерялся в этой компании и музыкант, открывший фестиваль. Марио Чачо закончил шесть консерваторий и стал лауреатом двенадцати престижных конкурсов.
Итальянская Тунгуска
В Новосибирске он приехал вместе с композитором Джое Скиттино, чтобы представить на Siberian Sax Fest – 2015, чтобы представить мировую премьеру его пьесы «Тунгуска». Сочинение это, говорит композитор, было вдохновлено историей Тунгусского метеорита в 1908 году. И посвящено России.
Интерес к нашей стране, признался Джае Скиттино, у него давний, хотя несколько умозрительный, почерпнутый из книг Гоголя, Тургенева, Гончарова. Из музыки Чайковского.
Но ему всегда хотелось побывать в России, своими глазами увидеть то, о чем так много читал. Поэтому ему так важно было лично приехать в Россию и принять участие в репетиции своей пьесы.
Влияние отечественной композиторской школы проступает вполне отчетливо. Автор, отметил художественный руководитель Филармонического камерного оркестра Алим Шахмаметьев, демонстрирует не поверхностное знакомство с русскими композиторами XIX и XX веков. Там однозначно есть эпизоды, которые аллюзиями проходят по творчеству, например, Прокофьева, отметил дирижер.
В теме, которую ведет солист на баритон-саксофоне, слышны отголоски русских народных песен. Так, по словам композитора, он попытался передать образ сибирской реки, могучей и полноводной.
Такие мелодические «символы» очень значимы для композитора.
«Есть композиторы, которые, я это знаю, чисто технически, не прибегая к чувствам, эмоциям, – отметил композитор. - Я считаю, что техника это только основа. У композитора должны быть идеи, что-то должно его сильно волновать. И когда я писал «Тунгуску» я много размышлял над вещами эзотерическими. В этом для меня была загадка, что-то мистическое.
Интонационные спады и подъемы, тревожное тремоло струнных, на которое откликается баритон-саксофон солиста, - всё это выстроено, как диалог солиста и оркестра.
«Когда я решаю, какой инструмент сделать солирующим, я стараюсь представить образ инструмента. Его окраску, характер, - подчеркнул Джое Скиттино. - Мне хотелось, что это был инструмент камерного оркестра. Чтобы получился диалог. Ну, струнные - это дерево. А баритон-саксофон – это образ металла, золота. Хотя по тембру, он близок к виолончели.
«Тунгуска» - это попытка автора выразить в музыке целый комплекс философских и мистических понятий и терминов. Получилась такая «пьеса – предостережение». Я глубоко уверен: в нашей жизни не происходит ничего случайного. Ничего не происходит случайно, все в этом мире связано незримыми нитями. «Тунгусский метеорит» - это для меня, как предупреждения, которые посылаются человечеству».
Среди произведений современных итальянских композиторов, которыми открылся Siberian Sax Fest – 2015, прозвучали и сочинения классиков XIX века: Николло Паганини, Ференца Листа в переложении для саксофона. Разные по жанрам и стилистическим приемам, они были объединены одной темой – темой Венеции, с ее безмятежной гладью лагуны, карнавальными масками и танцевальными ритмами.