Сезон свободного плавания

24 сентября 2010
«Ведомости» № 1085 от 24.09.10 Ирина Тимофеева Фото Евгения Иванова В день рождения Арнольда Михайловича Каца новосибирская филармония распахнула двери. В этот вечер тельняшки и морские шейные платки, знаменитая увертюра Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» вкупе со слоганом «Отправляясь в автономное плавание» отсылали к знаковому событию сезона. Филармония стала ещё одним автономным учреждением культуры в Новосибирске. К этому историческому, пусть и не явному для ценителей музыки повороту, филармонию привели «подводные течения». С 1 января будущего года привычная форма бюджетного учреждения перестаёт существовать. И все учреждения культуры должны выбрать из трёх форм: казенное, автономное или бюджетное учреждение нового типа. Руководство филармонии выбрало автономию как наиболее приемлемую для себя форму существования. Почему именно её? С одной стороны, бюджетные учреждения нового типа субсидируются, а субсидирование, в свою очередь, зависит от госзаказа, а не от реальных потребностей. С таким количеством коллективов и занятых в них музыкантов, как у филармонии, рассчитывать только на госзаказ очень рискованно: не скажешь же симфоническому оркестру, к примеру, что в ноябре музыканты могут не работать, а вот в декабре на них есть заказ. С другой стороны, форма автономного учреждения освободит филармонию от 94-го федерального закона, который касается системы госзакупок. Согласно ему, все расходы свыше 100 тысяч рублей должны осуществляться через конкурс путём выбора поставщика, по принципу «дешевле — значит, лучше». Принцип распространяется как на закупку инструментов, так и творческих сил. Получается чепуха: филармония, скажем, не может купить вполне определённую мастеровую скрипку, если на конкурс заявляется доморощенный мастер и предлагает инструмент дешевле. Форма автономного учреждения позволит выйти из-под этого диктата. Но внутренняя перестройка на слушателях отразится незначительно. Резкого изменения стоимости билетов не произойдёт, уверяет директор филармонии Александр Назимко. Художественный руководитель Владимир Калужский добавляет, что незначительные ценовые изменения могут быть нивелированы за счёт спонсоров и меценатов. А «бездомной» филармонии в автономном плавании придётся осваивать новые площадки. Несправедливо, что в Кыштовке музыкальные коллективы бывают чаще, чем, скажем, в Первомайке, где есть годный для выступлений Дом культуры железнодорожников. Но эта политика по освоению новых мест должна вестись совместно с муниципалитетом. В качестве подтверждения «бездомного» статуса в антракте ярмарки-презентации для 15 зрителей была организована мини-экскурсия на место бывшего Большого дома филармонии, а нынче — стройки нескольких последних лет. Публика воочию могла убедиться, как продвигается возведение нового концертного зала. «Мы предприняли эту акцию не только ради развлечения, а для того, чтобы привлечь внимание значительного количества наших слушателей к тому, что происходит на строительной площадке», — отметил Владимир Калужский. Но даже в условиях неопределённого места жительства филармония начала полноценный концертный сезон, в котором найдут своё и ценители высококлассного джаза, и поклонники авангарда, и любители классических прочтений. В середине октября пройдёт первый фестиваль сезона — традиционная «Покровская осень». В этом году он будет посвящён именам Чайковского и Чехова. Фестиваль откроется новосибирской премьерой одноактной пьесы «Медведь» по Чехову на музыку белорусского композитора Сергея Кортеса. А следом за фестивалем русской музыки начнётся международный джазовый фестиваль, который уже сейчас можно отнести к крупнейшим событиям сезона. На этот раз он называется «Sib Jazz Fest» и является уже 18-м для Новосибирска. «Этот фестиваль, я предполагаю, отныне будет ежегодным, — комментирует Александр Назимко. — В стране подобных фестивалей крайне мало. Как правило, трудно привлечь и одну звезду. Новосибирский международный джазовый фестиваль состоит из трёх дней, пяти концертов, в каждом из которых принимают участие джазовые звёзды первой величины». Конец октября будут ждать с нетерпением любители авангарда. В Новосибирск во второй раз приедет композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий, явление мировой величины в области музыки. В большом зале оперного театра он будет дирижировать программой, в которой прозвучат итальянская симфония Мендельсона и два его инструментальных концерта. Ещё одна «порция» зарубежных музыкантов прибудет в наш город в рамках небольшого фестиваля «Западный ветер». Среди них, в частности, и французская исполнительница на кельтской арфе Гвенаэль Керлео, которой некогда помешал прилететь в Новосибирск разбушевавшийся вулкан Эйяфьятлайокудль. Новый филармонический сезон, как видите, получается плотным и интересным, даже в условиях автономного плавания. Впрочем, как всегда. «Публика если и почувствует изменения, то в лучшую сторону, — объясняет Александр Назимко. — Музыканты в значительно большей степени будут зависеть от зрителя, от того, придёт ли он, заплатит ли за билет. Мы всегда старались это делать, но по доброй воле. Теперь это не добрая воля, а условия существования».

Наверх