С оркестром по жизни

27 мая 2010
27 мая в Камерном зале Новосибирской филармонии состоится праздничный концерт, посвящённый юбилею художественного руководителя и главного дирижёра Русского академического оркестра Владимира Гусева. Вся творческая биография народного артиста России Владимира Гусева неразрывно связана с Русским академическим оркестром. Юбиляр смеется: «Радует то, что оркестр все-таки старше меня. Я иду с «оркестром по жизни» уже больше 40 лет, 33 года являюсь художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Срок по земным меркам огромный. Недавно мой одноклассник прислал из Америки стихи, в которых есть такие строчки: «старость значительно старше нас». Я полностью с ним согласен, потому что уверен, к возрасту надо относиться легко».

Не раритет, а визитная карточка мегаполиса

Вот уже пять сезонов Русский академический оркестр работает в структуре Новосибирской филармонии. Первая презентация коллектива как филармонической единицы состоялась в апреле 2005 года на фестивале «Мир виолончели», где музыканты оркестра играли с солистом из Франции Марком Дробинским.

Директор Новосибирской филармонии Александр Назимко, принимая оркестр в дружную семью филармонических коллективов, сказал, что такому мегаполису, как Новосибирск, Русский академический оркестр нужен вовсе не как раритет, а как полноценный коллектив, если хотите — как визитная карточка. И оказался прав — оркестр на деле доказал свою состоятельность.

В этом году коллектив выиграл тендер на приобретение новых инструментов — баянов итальянского производства и литавров. Владимир Поликарпович говорит, что обновление инструментария — это, конечно, отлично, но все-таки главная задача дирижера заключается в создании в коллективе такой особой атмосферы, когда музыкантам хотелось бы заниматься творчеством.

Статистику концертной деятельности оркестра Владимир Гусев не ведет, для него важно не количество, а качество выпускаемого «продукта».

— Признаюсь, что заниматься студийной работой, записывать музыку для пополнения фонотеки радиокомитета было намного легче, — вспоминает Владимир Поликарпович. — Сейчас, когда оркестр играет на концертных площадках города, происходит непосредственное общение со зрителями. Мы видим их реакцию, чувствуем дыхание зала, поэтому каждый концерт для нас как экзамен на профессионализм.

По словам дирижера, выдерживать интенсивный творческий ритм коллективу помогает хорошая привычка — быстро делать новые программы и никогда не повторяться. Музыканты находятся в постоянном творческом поиске. Например, недавно коллектив представил зрителям премьеру оперы Гречанинова «Добрыня Никитич».

Особой симпатией публики пользуется программа оркестра, посвященная памяти Муслима Магомаева, составленная из популярных песен легендарного исполнителя. В следующем сезоне коллектив представит ее новую версию, куда войдут хиты из репертуара Магомаева, а также Валентины Толкуновой, Адриано Челентано, Джо Дассена. Оркестровками занимается Владимир Лямкин.

Кроме того, в планах оркестра — работа с известными солистами, инструментальные премьеры, совместные программы с коллективами филармонии, участие в филармонических фестивалях «Покровская осень» и «Рождественский фестиваль», гастрольные поездки по региону, запись диска «Оркестр и его солисты».

— Идей много, — говорит юбиляр. — Главное, что у музыкантов есть огромное желание претворить их в жизнь.

«Танец с саблями» под аккомпанемент дождя

Владимир Гусев — яркая творческая личность, мудрый руководитель большого коллектива, где каждый из 70 музыкантов — талант и индивидуальность, прекрасный собеседник, от общения с которым на душе становится светло и радостно.

Психологи утверждают, что душевные качества ребенка формируются в раннем детстве. Чем счастливее чувствовал себя малыш в семье, тем больше шансов, что он вырастет добрым, отзывчивым человеком.

— Самым ярким впечатлением детства для меня стало первое посещение Новосибирска, — вспоминает Владимир Поликарпович. — Когда мне исполнилось семь лет, мама привезла меня в город специально, чтобы сводить в театр. Мы пошли в только что открывшийся «храм искусства» — оперный театр — на балет «Доктор Айболит». За пультом театрального оркестра стоял человек с огромной шевелюрой, в руках которого была дирижерская палочка. Это был Исидор Зак.

Я как зачарованный следил за каждым взмахом его рук. Мне казалось, что это добрый волшебник, который одним только движением может оживлять звуки. У меня мелькнула мысль, а может, я тоже так смогу…

В 1965 году я окончил Новосибирскую государственную консерваторию по двум специальностям: баян и дирижирование. Как страшный сон вспоминаю свой выпускной экзамен — выхожу дирижировать, а партитура осталась за кулисами. Состояние шоковое. Оркестру пришлось очень нелегко, но они меня выручили. Больше такого никогда не повторялось.

Еще один из ярких моментов — 1977 год, БАМ, фестиваль «Огни магистрали». Оркестр русских народных инструментов Новосибирского телевидения и радио дает первый концерт в только что построенном здании Дома культуры в Тынде. В зале, где до слез пахнет свежей краской, внезапно выключается свет. Оркестр продолжает играть в полной темноте, а я стою и соображаю, зачем махать руками, если все равно не видно. А вдруг свет дадут, и зал увидит безработного маэстро? Начинаю дирижировать…

На следующий день концерт был на открытой площадке. Когда мы начали играть, на горизонте появилась тучка. Потом был самый быстрый в мире «Танец с саблями» Хачатуряна, потому что играть пришлось под проливным дождем. Вот такая гастрольная романтика.

Но тем не менее, если бы сейчас оркестру предложили такие гастроли, мы бы обязательно поехали. Новые места, новые зрители и постоянный «бой» за их сердца. Это не просто, но очень интересно!

Для поколения NEXT

У Русского академического оркестра, как у любого творческого коллектива, есть свои поклонники. Владимир Гусев вспоминает, что в тяжелое для оркестра время у Дома радио стояла табличка — «Оркестру — быть», ее написала одна из давних почитательниц творчества коллектива. Вообще дирижер уверен, что публика — это сила, которая окрыляет, поддерживает и вселяет надежду.

— Нынче мы полностью реализовали филармонический абонемент на следующий сезон, — говорит Владимир Поликарпович. — Это значит, что на концертах оркестра будет аншлаг. Коллектив утвердился на новом месте. Спасибо публике за веру в нас!

В последние годы на концертах оркестра много молодежи. Поколение NEXT называет коллектив стильно и просто — РАО. В оркестре сегодня много молодых исполнителей, вчерашних выпускников НСМШ-колледжа. Талантливые кадры в коллектив поставляет второй дирижер оркестра, ученик Владимира Гусева Рустам Дильмухаметов, который руководит в НСМШ студенческим оркестром. Ребята не только посещают концерты коллектива, но и играют с оркестром как солисты. Владимир Поликарпович молодежь хвалит, говорит, что ребята талантливые, а главное — схватывают все на лету. В общем, достойная смена подрастает, а это значит, что у оркестра есть будущее…
Ася Шумилова, Вечерний Новосибирск

Наверх