Прометеев огонь и звучащая тишина

9 октября 2013
Первые концерты нового сезона академического симфонического оркестра филармонии стали чередой открытий для новосибирских меломанов

В день рождения основателя оркестра, 18 сентября, в Государственном концертном зале им. А. М. Каца и днем раньше в концертном зале Дома ученых Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса открыл 58-й сезон концертами, традиционно проходящими под знаком Арнольда Михайловича Каца. В этом году маэстро исполнилось бы 89 лет.

И драматизм, и лирика

Все первое отделение было отдано потрясающему звучанию виолончели заслуженного артиста России Александра Князева, с самых первых минут захватившего внимание слушателей эмоциональной игрой, безупречной техникой и мощной артистической энергетикой. Навязчиво повторяющаяся интонация марша Первого виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича с каждым движением смычка Князева все прочнее вонзалась в память слушателей, погружая в противоречивое мироощущение композитора, где, по его же словам, «личность и среда оказываются на перепутье: цельность и ясность уже утрачены, а новые позитивы обрести не удается».

Контрастом саркастическому, экспрессивному характеру первой части и мощной целеустремленности финала звучала сокровенно-исповедальная лирика средних частей. Особенное впечатление произвела масштабная каденция в исполнении Князева. Будучи драматургическим центром Концерта, вобрав в себя отголоски предыдущих частей, солист развернул широкий спектр душевных состояний — от экспрессивно напряженного, до проникновенного элегического, доходящего до ощущения звучащей тишины.

Композитор весьма экономно использует оркестровые ресурсы: в партитуре медная группа представлена лишь валторной. Наделенная функцией дополнительного солирующего тембра, она в экспрессивном диалоге с виолончелью, словно ее двойник, усиливала и углубляла драматические коллизии произведения.

Маэстро Ринкявичусом был найден тот самый баланс, который позволил максимально проявить себя как солисту, так и оркестровым голосам, которые трактовались не в качестве фона, а как важный звуковой пласт, усиливающий эмоциональную интенсивность звучания виолончели репликами отдельных инструментов и взрывными ответами всего оркестра.

После субъективно-напряженного тона музыки Шостаковича слушатели погрузились в мир изящной музыки Вариаций на тему рококо Чайковского. По точному замечанию Асафьева, виртуозность этого произведения «склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания…», органично сочетая изысканный, галантный стиль рококо с русским песенным началом. Слова известного музыковеда как нельзя лучше характеризуют и мастерскую игру Князева, продемонстрировавшего в тандеме с Новосибирским академическим симфоническим оркестром тончайшую звукопись, теплоту, изящность звучания Вариаций.

На острие исканий

На оптимистичной и светлой ноте завершилось первое отделение безукоризненным и блестящим исполнением на бис Вариаций на одной струне на тему из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте» Паганини.

Во втором отделении концерта Гинтарас Ринкявичус развернул перед публикой грандиозное музыкальное полотно одного из самых неординарных представителей позднего романтизма — Девятую симфонию Брукнера, занявшую почетное место в репертуаре Новосибирского академического симфонического оркестра. Обращенная в своем посвящении к самому Господу Богу, лебединая песнь австрийского композитора, как ни одно из его предыдущих симфонических творений, пронизана мудро возвышенным, исповедальным тоном философского осмысления вечных тем человеческого бытия, добра и зла, жизни и смерти.

Открывая Брукнера

Грандиозное произведение слушалось на одном дыхании. Маэстро представил убедительную интерпретацию симфонии, драматургически выстроив три части в целостный, законченный цикл. После торжественно-возвышенной первой части с ее громогласными, по-прометеевски мощными, словно бьющими сиянием, унисонами медных духовых и причудливо-фантастических образов второй — Скерцо, лирико-исповедальная третья часть — Адажио, наполненная реминисценциями из ранее написанных симфоний Брукнера, звучала как итог не только симфонии, но и всего творческого пути композитора.

Высокую оценку исполнению симфонии дал Князев: «Новосибирский академический симфонический оркестр звучит превосходно — очень ярко, очень объемно. Я счастлив, что маэстро Гинтарас Ринкявичус для сегодняшнего вечера выбрал именно симфонию Брукнера, причем Девятую, одну из самых сложных. На западе Брукнер исполняется так же часто, как Бетховен или Брамс. К сожалению, в России, он еще не признан настолько, поэтому когда дирижируют Брукнером — это целое событие. Я могу с радостью констатировать, что Новосибирский академический симфонический оркестр был абсолютно на высоте. Девятая симфония Брукнера очень сложна, особенно для духовых, которые великолепно и очень чисто играли. Оркестр находится на очень высоком уровне и в прекрасной форме. В этом, конечно же, заслуга главного дирижера».

АНОНС 9 октября Новосибирская филармония открывает цикл дневных концертов, которые будут проходить в будние дни в 15 часов. В течение филармонического сезона 2013/14 — с октября по май — состоятся восемь концертов.

По словам художественного руководителя филармонии Владимира Калужского, открывшийся в сентябре концертный зал имени Арнольда Каца инициирует создание новых проектов. Дневные концерты станут одним из первых таких нововведений, это многолетняя зарубежная практика, которую филармония собирается воплотить на новой сцене. На концертах будет звучать популярная классика, а билеты будут доступны большей части населения, их стоимость составит 150 рублей.

Программа концертов разнообразна, запланированы выступления Новосибирского академического симфонического оркестра, Камерного оркестра, Концертного духового оркестра, Камерного хора и других коллективов филармонии.

В первом концерте цикла перед слушателями выступит ансамбль солистов «Новосибирская камерата», созданный более двадцати лет назад Арнольдом Кацем. Солировать будет флейтистка Елена Левитская.

Анна Пронина, музыковед, «Советская Сибирь» Культура / № 187 (27056) от 08.10.13

Партнеры

Генеральный спонсор
Тикетлэнд
Кассы.ру
intickets.ru
Kassir.ru
Яндекс
СибКасса
AZIMUT Отель Сибирь
Domina
Рестораны Дениса Иванова-1
НГУ Настоящая наука
Communications advertising group
Авиценна
Чашка кофе
Кинотеатр "Победа"
Шашлыкофф
Балкан гриль
СпецТрансСтрой
Favorit cheese
Нью-Мексико
Карачинский источник
Аэродром «Мочище»
Дайсикнит
Купино

Информационные партнеры

Россия 1
Россия 24
ОТС
РБК
Континент Сибирь
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Новосибирские Новости
Музыкальное обозрение
Радио Орфей
Культвитамин
49 канал
Выбери радио Нск
Радио 54
LEDsi
Дизайнмастер
Афиша Новосибирска
Серебряный дождь
Gallery
Статус журнал
Журнал Денис Иванов
Новосибирь
Реальная Россия
ТИЦ
Инфопро
leaderstoday
Пенсионеры
Новая Сибирь
Ваш Новосибирск
Музука России
СовСибирь
ТВК
Сибмама
Сибирь 24