Прометеев огонь и звучащая тишина

9 октября 2013
Первые концерты нового сезона академического симфонического оркестра филармонии стали чередой открытий для новосибирских меломанов

В день рождения основателя оркестра, 18 сентября, в Государственном концертном зале им. А. М. Каца и днем раньше в концертном зале Дома ученых Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Гинтараса Ринкявичуса открыл 58-й сезон концертами, традиционно проходящими под знаком Арнольда Михайловича Каца. В этом году маэстро исполнилось бы 89 лет.
И драматизм, и лирика

Все первое отделение было отдано потрясающему звучанию виолончели заслуженного артиста России Александра Князева, с самых первых минут захватившего внимание слушателей эмоциональной игрой, безупречной техникой и мощной артистической энергетикой. Навязчиво повторяющаяся интонация марша Первого виолончельного концерта Дмитрия Шостаковича с каждым движением смычка Князева все прочнее вонзалась в память слушателей, погружая в противоречивое мироощущение композитора, где, по его же словам, «личность и среда оказываются на перепутье: цельность и ясность уже утрачены, а новые позитивы обрести не удается».

Контрастом саркастическому, экспрессивному характеру первой части и мощной целеустремленности финала звучала сокровенно-исповедальная лирика средних частей. Особенное впечатление произвела масштабная каденция в исполнении Князева. Будучи драматургическим центром Концерта, вобрав в себя отголоски предыдущих частей, солист развернул широкий спектр душевных состояний — от экспрессивно напряженного, до проникновенного элегического, доходящего до ощущения звучащей тишины.

Композитор весьма экономно использует оркестровые ресурсы: в партитуре медная группа представлена лишь валторной. Наделенная функцией дополнительного солирующего тембра, она в экспрессивном диалоге с виолончелью, словно ее двойник, усиливала и углубляла драматические коллизии произведения.

Маэстро Ринкявичусом был найден тот самый баланс, который позволил максимально проявить себя как солисту, так и оркестровым голосам, которые трактовались не в качестве фона, а как важный звуковой пласт, усиливающий эмоциональную интенсивность звучания виолончели репликами отдельных инструментов и взрывными ответами всего оркестра.

После субъективно-напряженного тона музыки Шостаковича слушатели погрузились в мир изящной музыки Вариаций на тему рококо Чайковского. По точному замечанию Асафьева, виртуозность этого произведения «склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания…», органично сочетая изысканный, галантный стиль рококо с русским песенным началом. Слова известного музыковеда как нельзя лучше характеризуют и мастерскую игру Князева, продемонстрировавшего в тандеме с Новосибирским академическим симфоническим оркестром тончайшую звукопись, теплоту, изящность звучания Вариаций.

На острие исканий

На оптимистичной и светлой ноте завершилось первое отделение безукоризненным и блестящим исполнением на бис Вариаций на одной струне на тему из оперы Дж. Россини «Моисей в Египте» Паганини.

Во втором отделении концерта Гинтарас Ринкявичус развернул перед публикой грандиозное музыкальное полотно одного из самых неординарных представителей позднего романтизма — Девятую симфонию Брукнера, занявшую почетное место в репертуаре Новосибирского академического симфонического оркестра. Обращенная в своем посвящении к самому Господу Богу, лебединая песнь австрийского композитора, как ни одно из его предыдущих симфонических творений, пронизана мудро возвышенным, исповедальным тоном философского осмысления вечных тем человеческого бытия, добра и зла, жизни и смерти.

Открывая Брукнера

Грандиозное произведение слушалось на одном дыхании. Маэстро представил убедительную интерпретацию симфонии, драматургически выстроив три части в целостный, законченный цикл. После торжественно-возвышенной первой части с ее громогласными, по-прометеевски мощными, словно бьющими сиянием, унисонами медных духовых и причудливо-фантастических образов второй — Скерцо, лирико-исповедальная третья часть — Адажио, наполненная реминисценциями из ранее написанных симфоний Брукнера, звучала как итог не только симфонии, но и всего творческого пути композитора.

Высокую оценку исполнению симфонии дал Князев: «Новосибирский академический симфонический оркестр звучит превосходно — очень ярко, очень объемно. Я счастлив, что маэстро Гинтарас Ринкявичус для сегодняшнего вечера выбрал именно симфонию Брукнера, причем Девятую, одну из самых сложных. На западе Брукнер исполняется так же часто, как Бетховен или Брамс. К сожалению, в России, он еще не признан настолько, поэтому когда дирижируют Брукнером — это целое событие. Я могу с радостью констатировать, что Новосибирский академический симфонический оркестр был абсолютно на высоте. Девятая симфония Брукнера очень сложна, особенно для духовых, которые великолепно и очень чисто играли. Оркестр находится на очень высоком уровне и в прекрасной форме. В этом, конечно же, заслуга главного дирижера».
Анна Пронина, музыковед, «Советская Сибирь» Культура / № 187 (27056) от 08.10.13

Наверх