Прививка авангарда

4 июня 2010
Готов ли новосибирский слушатель воспринимать музыку современных композиторов, тех, что пишут сегодня и о сегодня? Этот вопрос поставил ансамбль солистов «Студия новой музыки», который в рамках уникального проекта выступил в музыкальной гостиной филармонии и представил на суд слушателей сочинения современных авторов, сдобренных комментариями композиторов — Владимира Тарнопольского и Франсуа Париса. Ответ на этот вопрос трудно истолковать однозначно. Чтобы войти в контекст и разрешить этой музыке завладеть собой, нужно отказать себе в «привычном ухе», том, что настроено на восприятие, к примеру, сочинений XIX века и уже изученных авторских ходов. Новая музыка богатое наследие прошлого не отрицает, но говорить старается на своём языке, том, что сначала испугает своей непереводимостью и только потом заинтересует самобытностью. Авангардная музыка создаётся своими средствами. Здесь так же, как, например, в живописи время не стоит на месте, а с ним меняется и язык выражения. «Есть в итальянском языке выражение для обозначения авангарда — “классическая музыка сегодняшнего дня”. В самом понятии заложен парадокс, — объясняет Франсуа Парис, современный французский автор, последователь спектральной школы композиции. — Эта музыка — то общество, которое пропускают через себя и отражают современные композиторы». Общество, однако, «глядится» в своё отражение неохотно. Скажем, за границей и в столице концерты авангардной музыки вызывают большой интерес. В рахманиновском зале московской консерватории, где выступает «Студия новой музыки» — коллектив солистов, созданный в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижёром Игорем Дроновым на базе специально созданного аспирантского класса с просветительской целью — нередко слушателям приходится сидеть на подоконниках и даже на полу, чтобы иметь возможность соприкоснуться с произведениями новых авторов. Но в провинции привычки к авангарду не наблюдается. «На концерте в Екатеринбурге зал был очень хорошо наполнен, но после первого отделения ощутился отток публики, — комментирует Евгения Изотова, исполнительный директор ансамбля “Студия новой музыки”. — Сложно сказать, почему это происходило. Люди привыкли ходить в филармонию, но не привыкли к такой музыке. Хотя концерт был доступен, в том смысле, что композиторы рассказывали в целом о современной музыке, пытаясь объяснить, что в ней происходит. Но не все пока способны это воспринимать. Те же, кто остались, слушали с выраженным интересом». В Новосибирске концерт «Париж—Москва», на котором прозвучали сочинения французских и русских авангардистов, Тристана Мюрая и Франсуа Париса, Юрия Каспарова и Владимира Тарнопольского, также прошёл с некоторым сопротивлением новому: публика собрала только небольшой зал музыкальной гостиной, а не Камерный зал филармонии, как предполагалось изначально. И всё же авторы проекта не отчаиваются, понимая причины происходящего, и продолжают мостить дорожку к своему слушателю. Или — по-другому — обучать публику новому языку. «Откуда взяться привычке к авангарду, если общество не знает музыки Стравинского — и всё, что было после него, включая даже имена композиторов?» — задаётся вопросом Владимир Тарнопольский. Общество на много лет было погружено в «летаргический сон» — и не следило за тем, что происходит в современной музыке. Не учитывать этот разрыв с действительностью нельзя, но и нагнать ушедшее время очень сложно. Для этого необходима мощнейшая поддержка. Но пока желания поучаствовать в этом у государства нет, помощь в осуществлении таких проектов, подобный которому был донесён до слушателя в Новосибирске, оказывают сторонние заинтересованные лица. Министерство культуры Франции, например. И просветительской работой занимаются коллективы энтузиастов, такие, как «Студия новой музыки», в задачи которой входит знакомство российской аудитории с классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда начала XX века, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей. Что же такое современная музыка? «Существует ошибочный стереотип, что авангард стоит отдельно от всего, между ним и другими, привычными течениями, провал. На самом деле это не так, — спорит с шаблонным восприятием Франсуа Парис. — Авангард — это продолжение, развитие, восстановление. Но одно из главных условий для авангарда — не отсылаться в прошлое. Когда мы с Владимиром учились в консерватории, нас обучали писать музыку в стиле Баха, Бетховена, Дебюсси. А потом нам сказали: всё, ребята, теперь вы, пожалуйста, сами. Авангардный композитор — тот, который использует свои наработки, свои приёмы, тем не менее, знает, как можно писать в манере того или иного композитора». Спектральная музыка, которой занимается этот французский композитор, — одно из направлений авангарда. Что это такое, Франсуа Парис объясняет так: «Есть два вида создания музыки. Либо культура, либо — натура, природа. После второй мировой войны мы работали над музыкой по оси культуры. В один момент мой учитель и близкий друг Жерар Гризе сказал: давайте будем заниматься вертикальным измерением музыки. Как раз это и есть спектральная музыка. Она как будто “фотографирует” звук, пытается представить, как он мог бы выглядеть “сфотографированным”. С технической точки зрения никаких требований, догм не может быть. Мы знаем законы построения музыки. А дальше вольны использовать все возможности, которые у нас есть». Как это сложно объяснённое понятие звучит на практике, в последний день мая услышала публика новосибирской филармонии. Спектр эмоций — от отторжения до глубоко интереса. А значит, для кого-то прививка авангардом всё же состоялась.

Наверх