Прививка авангарда

4 июня 2010
Готов ли новосибирский слушатель воспринимать музыку современных композиторов, тех, что пишут сегодня и о сегодня? Этот вопрос поставил ансамбль солистов «Студия новой музыки», который в рамках уникального проекта выступил в музыкальной гостиной филармонии и представил на суд слушателей сочинения современных авторов, сдобренных комментариями композиторов — Владимира Тарнопольского и Франсуа Париса. Ответ на этот вопрос трудно истолковать однозначно. Чтобы войти в контекст и разрешить этой музыке завладеть собой, нужно отказать себе в «привычном ухе», том, что настроено на восприятие, к примеру, сочинений XIX века и уже изученных авторских ходов. Новая музыка богатое наследие прошлого не отрицает, но говорить старается на своём языке, том, что сначала испугает своей непереводимостью и только потом заинтересует самобытностью. Авангардная музыка создаётся своими средствами. Здесь так же, как, например, в живописи время не стоит на месте, а с ним меняется и язык выражения. «Есть в итальянском языке выражение для обозначения авангарда — “классическая музыка сегодняшнего дня”. В самом понятии заложен парадокс, — объясняет Франсуа Парис, современный французский автор, последователь спектральной школы композиции. — Эта музыка — то общество, которое пропускают через себя и отражают современные композиторы». Общество, однако, «глядится» в своё отражение неохотно. Скажем, за границей и в столице концерты авангардной музыки вызывают большой интерес. В рахманиновском зале московской консерватории, где выступает «Студия новой музыки» — коллектив солистов, созданный в 1993 году композитором Владимиром Тарнопольским и дирижёром Игорем Дроновым на базе специально созданного аспирантского класса с просветительской целью — нередко слушателям приходится сидеть на подоконниках и даже на полу, чтобы иметь возможность соприкоснуться с произведениями новых авторов. Но в провинции привычки к авангарду не наблюдается. «На концерте в Екатеринбурге зал был очень хорошо наполнен, но после первого отделения ощутился отток публики, — комментирует Евгения Изотова, исполнительный директор ансамбля “Студия новой музыки”. — Сложно сказать, почему это происходило. Люди привыкли ходить в филармонию, но не привыкли к такой музыке. Хотя концерт был доступен, в том смысле, что композиторы рассказывали в целом о современной музыке, пытаясь объяснить, что в ней происходит. Но не все пока способны это воспринимать. Те же, кто остались, слушали с выраженным интересом». В Новосибирске концерт «Париж—Москва», на котором прозвучали сочинения французских и русских авангардистов, Тристана Мюрая и Франсуа Париса, Юрия Каспарова и Владимира Тарнопольского, также прошёл с некоторым сопротивлением новому: публика собрала только небольшой зал музыкальной гостиной, а не Камерный зал филармонии, как предполагалось изначально. И всё же авторы проекта не отчаиваются, понимая причины происходящего, и продолжают мостить дорожку к своему слушателю. Или — по-другому — обучать публику новому языку. «Откуда взяться привычке к авангарду, если общество не знает музыки Стравинского — и всё, что было после него, включая даже имена композиторов?» — задаётся вопросом Владимир Тарнопольский. Общество на много лет было погружено в «летаргический сон» — и не следило за тем, что происходит в современной музыке. Не учитывать этот разрыв с действительностью нельзя, но и нагнать ушедшее время очень сложно. Для этого необходима мощнейшая поддержка. Но пока желания поучаствовать в этом у государства нет, помощь в осуществлении таких проектов, подобный которому был донесён до слушателя в Новосибирске, оказывают сторонние заинтересованные лица. Министерство культуры Франции, например. И просветительской работой занимаются коллективы энтузиастов, такие, как «Студия новой музыки», в задачи которой входит знакомство российской аудитории с классикой авангарда, «второе открытие» произведений российского авангарда начала XX века, проведение мастер-классов для молодых композиторов и исполнителей. Что же такое современная музыка? «Существует ошибочный стереотип, что авангард стоит отдельно от всего, между ним и другими, привычными течениями, провал. На самом деле это не так, — спорит с шаблонным восприятием Франсуа Парис. — Авангард — это продолжение, развитие, восстановление. Но одно из главных условий для авангарда — не отсылаться в прошлое. Когда мы с Владимиром учились в консерватории, нас обучали писать музыку в стиле Баха, Бетховена, Дебюсси. А потом нам сказали: всё, ребята, теперь вы, пожалуйста, сами. Авангардный композитор — тот, который использует свои наработки, свои приёмы, тем не менее, знает, как можно писать в манере того или иного композитора». Спектральная музыка, которой занимается этот французский композитор, — одно из направлений авангарда. Что это такое, Франсуа Парис объясняет так: «Есть два вида создания музыки. Либо культура, либо — натура, природа. После второй мировой войны мы работали над музыкой по оси культуры. В один момент мой учитель и близкий друг Жерар Гризе сказал: давайте будем заниматься вертикальным измерением музыки. Как раз это и есть спектральная музыка. Она как будто “фотографирует” звук, пытается представить, как он мог бы выглядеть “сфотографированным”. С технической точки зрения никаких требований, догм не может быть. Мы знаем законы построения музыки. А дальше вольны использовать все возможности, которые у нас есть». Как это сложно объяснённое понятие звучит на практике, в последний день мая услышала публика новосибирской филармонии. Спектр эмоций — от отторжения до глубоко интереса. А значит, для кого-то прививка авангардом всё же состоялась.

Партнеры

Генеральный спонсор
Тикетлэнд
Кассы.ру
intickets.ru
Kassir.ru
Яндекс
СибКасса
AZIMUT Отель Сибирь
Domina
Рестораны Дениса Иванова-1
НГУ Настоящая наука
Communications advertising group
Авиценна
Чашка кофе
Кинотеатр "Победа"
Шашлыкофф
Балкан гриль
СпецТрансСтрой
Favorit cheese
Нью-Мексико
Карачинский источник
Аэродром «Мочище»
Дайсикнит
Купино

Информационные партнеры

Россия 1
Россия 24
ОТС
РБК
Континент Сибирь
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Новосибирские Новости
Музыкальное обозрение
Радио Орфей
Культвитамин
49 канал
Выбери радио Нск
Радио 54
LEDsi
Дизайнмастер
Афиша Новосибирска
Серебряный дождь
Gallery
Статус журнал
Журнал Денис Иванов
Новосибирь
Реальная Россия
ТИЦ
Инфопро
leaderstoday
Пенсионеры
Новая Сибирь
Ваш Новосибирск
Музука России
СовСибирь
ТВК
Сибмама
Сибирь 24