После Каца

16 июня 2011
Новосибирск – Москва

Обычно юбилей – это повод для безусловных торжеств. Однако в этот день звучали и грустные нотки: все еще сильна боль утраты отца-основателя оркестра Арнольда Каца, ушедшего из жизни в январе 2007 года. Удивительно, что фактически до последних минут маэстро Кац, перешагнувший тогда уже 80-летний рубеж, сохранял и концертную форму, и держал «руку на пульсе» жизни коллектива, заботясь обо всем: текущие планы, концерты, зарплаты и квартиры – ничто не ускользало от худрука. И оказалось, что незаменимые люди все-таки есть! «Мы еще долго все будем мерить по Кацу», – признается директор оркестра Лев Крокушанский. Но «второго Каца» найти не удалось, и оркестру пришлось искать новый модус существования. По словам концертмейстера оркестра Валерия Карчагина, «мы осознали, что теперь ответственность за будущее оркестра лежит на нас. Раньше существовало только слово художественного руководителя. Теперь идет другая работа, более ответственная и осознанная со стороны каждого музыканта. Приятно, что у нас полное взаимопонимание между собой».

Уже четыре сезона НАСО возглавляет Гинтарас Ринкявичюс. Его знакомство с оркестром произошло еще при жизни Каца, и фактически с первых совместных выступлений Ринкявичюс и НАСО почувствовали взаимное творческое притяжение. По словам музыкантов, «Гинтарас Ринкявичюс – человек иной формации, он открыт разным идеям, с ним можно пошире взглянуть и поинтереснее прожить какие-то сочинения. Ринкявичюсу присуще свое слышание музыки, и хотя он безусловно знаком с русскими традициями исполнения классики, его трактовки не спутаешь ни с кем. Он по-музыкантски раскрепощен и искренен».

На сегодняшний день модус существования коллектива таков: Ринкявичюс проводит шестнадцать концертов (восемь программ) в сезон, также с НАСО работают два главных приглашенных дирижера – Томас Зандерлинг и Фабио Мастранджело, имеющие по четыре концерта. Остальные отданы гастролерам. В оркестре нет постоянного второго дирижера, и, конечно, встает вопрос, как же музыканты держат планку, которая тут действительно высока. Концертмейстеры ведут работу по группам, один из музыкантов оркестра отвечает за состояние духовой группы. Кроме того, еще Арнольд Кац организовал внутри НАСО несколько коллективов: ансамбль солистов «Новосибирская камерата», струнный квартет и духовой оркестр, которые имеют свое штатное расписание, отдельную зарплату и концертный график. Так что музыкантам скучать не приходится.

Директор Новосибирской филармонии Александр Назимко так комментирует ситуацию: «Наши три основных дирижера – не просто гастролеры, они «болеют» за оркестр, стремятся каждый привнести что-то свое и делают свою работу очень качественно. При этом роль главного дирижера не уменьшается, и он, в конце концов, отвечает за состояние оркестра. И хотя маэстро Ринкявичюсу пока не удается бывать так часто в Новосибирске, как нам бы хотелось, но каждый его приезд чрезвычайно плодотворен. Он успевает работать с группами, делать прослушивания, готовить концертную программу. Здесь его сутки расписаны по минутам. И есть еще нюанс — это отношение оркестрантов к главному дирижеру как личности. Гинтарас действительно музыкант с большой буквы и пользуется у них безграничным уважением. Это самое главное. Его пожелания выполняются беспрекословно, эффективность работы высока, и каждый концерт с ним – событие».

Подобное мнение можно было услышать и от ректора Новосибирской консерватории Константина Курлени: «Я не нахожу, что коллектив начал сдавать позиции. Более того, я совершенно уверен в его будущем, пока существует тесный союз между оркестром и консерваторией, поставляющей туда кадры. Студенты, начинающие работать там иногда со студенческой скамьи, получают замечательную возможность развиваться под руководством выдающихся оркестровых музыкантов, перенимать их опыт, вырастая в прекрасных артистов. Оркестр имеет успех, ездит по всему миру, живет и развивается. Все идет нормально».

НАСО на сцене ДК «Строитель»

Убедиться в верности этих слов удалось на практике, сравнив впечатления от репетиции и конечного результата на концерте-закрытии. Занимаясь симфонией Дворжака «Из Нового света», Ринкявичюс тщательно «вычищал» все детали, занимался отделкой ансамбля, добивался индивидуализации звучания как отдельных солистов, так и оркестровых групп: трепетного вступления виолончели в начале симфонии, певучести в хорале духовых и трогательной жалобы у гобоя во второй части, интенсивного звучания струнных в финале. Причем четко рассчитывал время, чтобы «черновая» работа не поглотила всю репетицию, и обязательно успевал проиграть не по одному разу отдельные части симфонии. Действительно, все указания дирижера схватывались на лету, но на концерте проявилось самое важное, пожалуй, качество этого музыканта – умение вдохнуть жизнь в заданную накануне схему, быть горячим и искренним, щедро тратя эмоции и заряжая ими и оркестр, и публику. Эта интерпретация Девятой симфонии Дворжака оказалась одной из самых удачных, что доводилось слышать в живом исполнении. В ней гармонично сочетались идеальные пропорции конструкции частей и выделка деталей. Это проявлялось прежде всего в естественной смене всех темпов внутри целого. Ощущалось, что драматургия симфонии полностью продумана и очень логична. В то же время повествование было наполнено мелкими событиями, державшими публику в постоянном напряжении.

В первом отделении концерта исполнялся Второй концерт Рахманинова (солист – Рустем Сайткулов, Франция), где проявился подлинно музыкантский подход Ринкявичюса к игре в ансамбле. Слово «аккомпанемент» тут вовсе неуместно, поскольку дирижером было сделано все, чтобы получилось целостное произведение, чтобы рояль с оркестром выступили равноценными партнерами.

Надо отметить, что фактически в каждой программе принимают участие солисты, в основном приглашенные, первого ранга. Только за этот год в Новосибирске выступили Александр Князев, Никита Борисоглебский, Андрей Коробейников, в следующем сезоне ждут Алену Баеву, Александра Рудина, Екатерину Мечетину, Мирослава Култышева, причем будут звучать и такие редкости, как Третий фортепианный концерт Бартока (с Константином Лифшицем), Фортепианный концерт Шнитке (с Андреем Хотеевым)…

Абонементы спланированы с учетом всех вкусов: много классики, но и не меньше музыки XX века, от привычных Прокофьева и Шостаковича до «Триумфа Афродиты» Орфа и Симфонии №5 Тищенко. Бывают тут экстравагантные акции, как, скажем, Queen-симфония по мотивам хитов легендарного ансамбля, которую с удовольствием дирижировал Гинтарас Ринкявичюс. Система реализации абонементов Новосибирского оркестра придумана весьма остроумно: никаких очередей и ажиотажа, так как абонементы не продаются, а обмениваются в конце сезона, с сохранением прежнего места в зале. А новый слушатель записывается в «лист ожидания», надеясь, что кто-то из прежних владельцев откажется от заветного билетика.

Важным событием в начале юбилейного сезона стало приглашение поучаствовать в фестивалях Дениса Мацуева: «Звезды на Байкале» в Иркутске и «Крещендо», проходившем в Тюмени. Радость совместного творчества оказалась обоюдной: «Я был поражен, насколько сохранились традиции, заложенные Арнольдом Кацем», – признался потом Денис Мацуев. И высказал горячее желание помочь коллективу «держаться на плаву» и привлекать его в свои проекты. Ближайший – Фестиваль «Крещендо»-2012, который, быть может, приедет в Новосибирск.

Осуществление всех этих прекрасных планов и перспектив связано с главным обстоятельством – строительством нового концертного зала в городе, которое идет полным ходом и должно завершиться к концу следующего года. Так, во всяком случае, пообещал губернатор области Василий Юрченко, посетивший финальный концерт юбилейного сезона оркестра и высоко оценивший достижения музыкантов.

История мытарств НАСО и филармонии по местным ДК заслуживает отдельного сюжета. Но теперь дело взято на особый контроль правительством Новосибирской области, проведены специальные акустические расчеты, так что местная музыкальная общественность очень надеется, что спустя полвека после создания симфонического оркестра можно будет насладиться истинным звучанием его красочных голосов. По словам министра культуры Натальи Ярославцевой, «строительство концертного зала – это часть большой программы по реконструкции объектов культуры в Новосибирске: обновятся областная библиотека, несколько театральных зданий». Ожидает оркестр и финансовую помощь – губернаторский грант. Правда, он окажется в разы меньше, чем аналогичные гранты у федеральных коллективов. А ведь миссия НАСО в регионе очень важна: он – флагман музыкальной культуры, на который равняются многие местные учреждения. И еще: оркестр задает планку уровня исполнительского искусства не только в Новосибирске, но во всем Сибирском регионе.

Понадеемся, что 56-й сезон принесет новые прорывы в жизнь НАСО: состоятся гастроли в Германии и странах Балтии, удастся блеснуть своим искусством в Петербурге и Москве: то, что коллектив готов к творческим свершениям, – нет сомнения. Девиз музыкантов оптимистичен: «Мы нацелены вперед, в будущее».
Евгения Кривицкая, «Культура» № 20 (7780)

Наверх