Пора послушать квартет

31 декабря 1991
(Первая публикация о коллективе. Вероятно 1991 год. Точная дата — 31.12.1991 условна, выставлена по причине технической необходимости)

Вряд ли кому-либо из поклонников музыки в Сибири неизвестен замечательный симфонический оркестр Арнольда Каца, один из лучших в стране. Но мало кому известно, что в его составе с 1985 г. работает еще один исполнительский коллектив струнный квартет Новосибирского симфонического оркестра. Уже пять лет играют вместе выпускник Московского института им. Гнесиных Валерий КАРЧАГИН и трое питомцев Новосибирской консерватории им. Глинки скрипач Владислав ИВАНОВ, альтист Владимир КОПЫЛОВ и виолончелист Николай ГИРУНЯН.

За последние два столетия европейский струнный квартет стал совершенно особым жанром музыки. Можно сказать, что композиторы доверяют квартету самые сокровенные мысли и чувства но это ошеломляющее богатство до сих пор у нас знакомо слушателям лишь в самой малой части.

Серьезный репертуар квартета трудно назвать популярным, а подготовка требует гораздо большего времени, чем иная сложная программа симфонического оркестра. Наверное, поэтому такой коллектив коммерчески невыгоден, и многие струнные квартеты начинают свою деятельность в составах камерного или симфонического оркестра. В свободное время На общественных началах. . Первый заметный успех молодых музыкантов был в составе оркестра: осенью 1990 г., когда симфонический оркестр А. Каца был приглашен в немецкий город Зрланген на фестиваль современной музыки, квартету было предложено выступить с отдельным концертом и исполнить редко звучащие сочинения русских композиторов XX века Рославца, Мосолова и Шнитке.

Из рецензии местной газеты: То, что симфонический оркестр Новосибирска имеет в своих рядах превосходных камерных музыкантов, можно было узнать поздно вечером. Несмотря на время сна для русских, исполнители упругим шагом вышли на сцену и без обиняков приступили к делу… С неослабной энергией, сияющими переливами звуков во всех нюансах, с превосходным ритмическим порывом они выступили соавторами трех соотечественников–композиторов, открывших пути обновления…

В этом же сезоне, весной 1991 г., квартет стал участником музыкального фестиваля Дворцы Ленинграда. В изумительных no архитектуре и акустике залах к программе Эрлангена были добавлены квартеты Моцарта, Бетховена и Чайковского.

Осенью того же года в Москву приехали двенадцать коллективов из разных республик. Жюри возглавил Валентин Александрович Берлинский, виолончелист легендарного квартета имени Бородина. Российская Федерация была представлена четырьмя квартетами, и новосибирцы были единственным коллективом, нарушившим традиционную монополию Москвы и Ленинграда. Еще неожиданнее был результат, когда наши музыканты разделили вторую и третью премии с квартетом Московской консерватории, пропустив вперед только квартет института имени Гнесиных.

Значительно сильнее был состав участников международного квартетного конкурса имени Д.Шостаковича, проведенного в Ленинграде четыре месяца спустя. Четыре московских коллектива и один новосибирский представляли российские струнные квартеты. Сибиряки смогли пройти на второй тур, но дальше конкуренция была слишком высокой; победителями стали квартеты из США, Франции и Италии (только пятая премия досталась гнесинцам).

Такой итог международного конкурса был вполне закономерен На Западе квартету легче существовать: публика знает и любит сложный камерный репертуар, поэтому даже в небольших городах, как правило, работает постоянный ансамбль. Нашим же музыкантам, ежедневно занятым в оркестре, фактически приходится выполнять двойную работу, и притом на чистом энтузиазме. Есть и еще одна проблема сугубо сибирского свойства: квартет здесь почти лишен контакта с ансамблями европейского класса. Спасибо Берлинскому когда наши музыканты бывают в Москве, он находит время для встреч и консультаций, но больше помощи ждать не от кого.

Сибирскому квартету можно и нужно помочь организацией выступлений, возможностью прямого или заочного контакта с мастерами. Дело даже не в том, что впереди еще один или несколько конкурсов. Впереди долгая творческая жизнь, и, в конце концов, цель этих четырех молодых музыкантов помочь нам услышать музыку.
Валерий Сторожук, фото Александра Гурьянова

Наверх