nsk.aif.ru: Борис Вадимович, насколько нам известно, Вы закончили Московскую консерваторию, но диплома об этом у Вас нет. Важно ли в музыке образование?
Б.Б.: В так называемом «академическом» искусстве бумаги имеют очень небольшое значение, но обучение необходимо. Если народники – фольклористы, например, цыганские скрипачи, могут себе позволить роскошь учиться самим и быть потрясающими музыкантами, у нас слишком большое разнообразие и репертуара, и стилей, и эпох, в которых нужно понимать не только музыку, но и дух времени — изучать и литературу, и живопись… Без хорошего «экскурсовода» здесь никак – должен быть человек, который покажет тебе, что это интересно. У меня такие люди были.
nska.aif.ru: А важен ли возраст, в котором начинаются эти «экскурсии»?
Б.Б.: Чем раньше начинать заниматься музыкой, тем лучше, желательно, года в четыре, в пять. Конечно, очень много успешных и замечательных музыкантов, которые начинали позже, но это, безусловно, исключение из правил.
nsk.aif.ru: А как в четыре года ребенок может понять, что музыка – это его дело?
Б.Б.: Это всегда будет неосознанное решение, нечасто бывает, что ребенок сам хочет. Родители должны понять, что музыка ему не безразлична и направить. Я лично начал в четыре — был очень музыкальный мальчик, мне доставляло удовольствие пьеску сыграть какую-нибудь маленькую. Ну, и плюс были поощрения – мороженое. Сейчас оно превратилось в гонорары, но принцип остается тот же. Это так же, как и в цирке – почти для всех нужен стимул.
nsk.aif.ru: То есть стимул – деньги – здесь определяющий фактор? Или музыканты работают скорее «за идею»?
Б.Б.: Деньги и «идея» — это, знаете, очень удачно сочетается. Изначально главное – просто найти интересное занятие по жизни, чтобы было не скучно. А уже как потом складывается профессиональная карьера – другой вопрос. Но обычно у людей, у которых хорошая карьера, и финансовая сторона тоже в нормальном состоянии находится.
nsk.aif.ru: А Ваша карьера как началась?
Б.Б.: В художественном кинотеатре города Москва, мне было лет семь, и я вместе с товарищами из музыкальной спецшколы развлекал публику между сеансами. Это были мои первые выступления публичные. Первые полученные мною деньги, которые я помню — премия 1750 фунтов стерлингов, мне было 17 лет. Сейчас вы спросите, что я купил на свой первый гонорар? Конечно, надо говорить, что подарок маме, папе… (смеется). Я не помню.
nsk.aif.ru: Первый ваш серьезный гонорар был в иностранной валюте. Сейчас вы живете за границей… Не хотите вернуться на родину?
Б.Б.: Да, я хотел бы, наверное, вернуться, пожить в Питере, там очень интересная жизнь культурная – особенно меня интересует балет и опера, там в этом смысле огромные возможности. Я туда перееду, может быть…
nsk.aif.ru: Вы выступали и в России и за рубежом. Есть ли разница в том, как публика в разных странах воспринимает, реагирует?
Б.Б.: Ничем они не отличаются. Я просто больше люблю выступать здесь, потому что мне это роднее и ближе – так сказать, «вкус, знакомый с детства». А публика… Я же ее не знаю. Сколько человек за это время приходило на мои концерты – друзьями из публики никто никогда не становился. Публика для меня в принципе абстрактное понятие.
nsk.aif.ru: А если сравнить в плане музыки столичные города – Москву, Питер, например, с Новосибирском?
Б.Б.: Что касается моих концертов – я сам не уверен, но работники филармонии говорят, что люди часто идут «на имя», то есть знают, кто я, и хотят послушать именно мое исполнение, а не просто произведения великих композиторов. Если же говорить о музыкальной традиции в целом – у вашего города потрясающие перспективы! Здесь очень много талантливых исполнителей различных направлений, один только симфонический оркестр чего стоит. Я даже задумался, не провести ли мне здесь фестиваль, уверен, города с избытком «хватит» на мероприятие такого широкого и разнообразного формата.