Она – воплощение подлинности в искусстве

5 марта 2012
«Она – воплощение подлинности в искусстве», «она – лучший виолончелист в мире!» — так говорил Святослав Рихтер о НАТАЛИИ ГУТМАН. Новосибирская публика старшего поколения прекрасно помнит ее замечательные, полные глубины и вдохновения, выступления. После многолетней паузы легендарная виолончелистка вновь посетила наш город – по признанию артистки, один из любимейших музыкальных городов, с которым она связывает самые теплые воспоминания о периоде сотрудничества с маэстро Арнольдом Кацем и его детищем – Новосибирским академическим симфоническим оркестром.

1 и 2 марта в Доме Ученых СО РАН и Дворце культуры железнодорожников (абонементы №№ 2 и 1 соответственно) народная артистка СССР НАТАЛЬЯ ГУТМАН совместно с сыном, скрипачом, лауреатом международных конкурсов СВЯТОСЛАВОМ МОРОЗОМ и Академическим симфоническим оркестром под управлением заслуженного артиста РФ, дирижера Мариинского театра АЛЕКСАНДРА ПОЛЯНИЧКО исполнили знаменитый Концерт для скрипки и виолончели Брамса.

Двойной концерт, ставший лебединой песней симфонической линии творчества немецкого композитора, насколько оригинален, предвосхищая неоклассические тенденции ХХ столетия (на что указывают стилистические аллюзии на музыку прошлых эпох), настолько же труден в своем техническом и художественном воплощении. По словам Наталии Гутман, неоднократно игравшей этот концерт, в том числе со своим супругом – знаменитым скрипачом Олегом Каганом, с каждым последующим исполнением перед ней открываются все новые грани этого произведения и новые идеи его воплощения.

Концерт в исполнении Гутман и Мороз прозвучал отнюдь не как «курьезная фантазия», как когда-то Брамс с долей самоиронии охарактеризовал это сочинение. Напротив, напористый, внутренне напряженный характер игры солистов продемонстрировал глубокую экспрессивно-драматическую трактовку музыки Брамса. Потрясает диапазон исполнительских возможностей солирующих инструментов в оркестре: от густого сурово-надрывного звучания лирико-драматических разделов до прозрачно-акварельного пианиссимо песенно-лирических эпизодов.

Романтический и вдохновенный тон симфонического оркестра, под чутким руководством маэстро Александра Поляничко, уравновешивал экспрессивно-напряженную манеру солирующих скрипки и виолончели. Несмотря на плотную оркестровку самого симфоничного из всех концертов Брамса, оркестр чрезвычайно тонко и деликатно справился с аккомпанирующими функциями, не заглушая солистов, при этом рельефно высвечивая красоту каждого оркестрового тембра.

Наталия Гутман и Святослав Мороз отметили высокий уровень профессионализма Новосибирского симфонического оркестра. «Оркестр замечательный! Очень его люблю! – в своем интервью поделилась Наталия Григорьевна, – К счастью, он остался таким, каким я его помню при дорогом Арнольде Михайловиче Каце. В игре музыкантов не было равнодушия, они очень хорошо чувствовали нас – это чрезвычайно приятно!»
Легендарная виолончелистка была искренне рада увидеть среди слушательской аудитории немалое количество юных музыкантов-виолончелистов, выразив надежду на дальнейшее процветание виолончельного искусства в столице Сибири.

Во втором отделении Новосибирский симфонический оркестр исполнил столь любимое публикой произведение – оркестровую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада», написанную по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Александр Поляничко ярким темпераментом, магнетизмом и волевыми качествами своего дирижерского таланта раскрепостил оркестр и зарядил неиссякаемой энергией, отозвавшейся восторженной реакцией публики. Живописные картины морской стихии, загадочного Востока и сказочных чудес рисовала ориентальная мелодика сочных оркестровых tutti, чередующихся с сольными эпизодами деревянных духовых, валторны, виолончели и потрясающего по красоте скрипичного соло, олицетворяющего голос сказочницы Шехеразады (концертмейстер оркестра народный артист РФ Валерий Карчагин). Блестящее исполнение сюиты принесло удовольствие в равной степени как музыкантам, так и слушателям, став прекрасным завершение вечера!
Анна Пронина, музыковед

Наверх