Государственный концертный зал имени Арнольда Каца никогда не пустует. Но одно дело, когда аншлаг собирают столичные звезды, именитые солисты мировой величины, сопровождаемые нашим академическим симфоническим оркестром, — это предсказуемый успех. Другое дело — выступления небольших коллективов. Когда фольклорный ансамбль «Рождество» устраивал праздничный концерт в честь своего 20-летия, были опасения, что семеро артистов на большой сцене затеряются. Однако непреложная константа сценического существования «Рождества» — огромная самоотдача, вот и на этот раз коллектив заворожил тембральным богатством, эмоциональной глубиной, представив обширную, разнообразную программу. Недаром у ансамбля, созданного заслуженным деятелем искусств РФ Ольгой Гуриной, неисчислимое количество поклонников. О праздничном концерте мало сказать «прошел с успехом», восприятие народной музыки было самое что ни на есть благодарное, с растроганностью, овациями и возгласами: «Браво!» Контакт со зрителями установился, кажется, на уровне сердца. Признаться, я сама, слушая песни в записи с дисков, ощутила взволнованность, учащение пульса. И на встречу с педагогом, просветителем, замечательной артисткой Ольгой Гуриной шла, испытывая к ней громадное уважение.
— Ольга Александровна, как вы относитесь к Новому году? Ждете, радуетесь празднику?
— Для меня Новый год — это плавный переход к Рождеству, которое я считаю главным праздником. Так сложилось, что все важные этапы, существенные события и в моей личной, и в творческой, профессиональной жизни происходили в Рождество или накануне Рождества. Сам праздник, символизирующий рождение нового, доброту, миролюбие, настраивает на созидание. Колядки, песни, обряды — это внешняя сторона, а смысл в том, чтобы ощутить свет в душе, проделать духовную работу, не растерять, сохранить все хорошее, лучшее. Для меня Новый год начинается с Рождества, ведь практически каждый год в этот период я приступаю к созданию новой концертной программы.
Конечно, бой курантов в полночь, елка в огнях, семейное застолье — это тоже прекрасно, но я не жду праздника с тем нетерпением и радостью, как в детстве. И оставшиеся считанные дни 2014-го мне меньше всего хочется провести в суете, в беготне по магазинам, запасаясь продуктами и подарками для близких и друзей. Наоборот, мне хочется остановиться, замедлить темп. Есть интуитивная потребность сосредоточиться, проанализировать, что и как я сделала за год, и какой будет жизнь дальше. Одним словом, привести в порядок мысли и свой дом. Хочется медленно, неспешно гулять по городу, любуясь праздничным убранством, иллюминацией, наслаждаться зимним воздухом.
Праздники у нашего коллектива будут короткими. 7 января по давно сложившейся традиции мы выступаем в Камерном зале филармонии, а значит, уже с 3 января приступаем к репетициям. Билетов в кассе уже почти не осталось, но я приглашаю вас на концерт.
— Спасибо, приду непременно. Теперь мне ясно, почему вы назвали ансамбль «Рождество». А с какого периода он стал государственным, филармоническим?
Мне кажется, в Новосибирске есть перепроизводство, если можно так выразиться, музыкантов, я знаю немало способных людей, которые после окончания консерватории испытывают трудности с профессиональным определением.
— У нас не было никаких трудностей, поскольку мы занимаем свою нишу, в жанре народного искусства, исполнительства подлинного фольклора никто в Новосибирске не работает. Я создала ансамбль поначалу как студенческий, в музыкальном колледже имени Аскольда Мурова, где преподавала на отделении сольного и хорового народного пения. Уточню: преподавала и продолжаю преподавать. А затем, когда коллектив стал дипломантом Всероссийского фестиваля в Смоленске, мы очень достойно выступили на крупнейшем форуме страны, последовало предложение от областной администрации. С 2000 года коллектив пополнил состав филармонии, и с тех пор мы регулярно даем концерты не только в городе, а и на многих площадках области. Важное направление деятельности — программа «Приходите, гости, к нам!», которую мы реализуем уже более 10 лет, и другие целевые и тематические, просветительские программы. В рамках «Приходите, гости, к нам!» коллектив работает с поющими детьми в музыкальных школах и школах искусств нескольких райцентров области — Краснозерского, Маслянинского, Мошковского и других. Выявляем и развиваем таланты. Эти ребята периодически выступают вместе с нами, с профессиональными артистами, и вовлекают в игры, в пляски зрителей — детей и взрослых.
— Полагаю, работать с детьми все же сложнее, чем с профессионалами? У них же нет достаточной концентрации внимания и прочего, что требуется на сценической площадке.
— Я люблю детей, я считаю — все дети хорошие, чуткие, восприимчивые, самые благодарные из людей. И все мои студенты — хорошие, в том числе и те, кто не состоялся как исполнитель. В силу разных причин далеко не каждый может стать артистом — для сценической деятельности нужны сильная энергетика, особая психофизика. В частности, нужны смелость и внутренняя сила.
— По-моему, и для педагогической деятельности нужны, кроме прочных знаний, сила, терпение и настойчивость. Вы окончили Московский государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. А не было ли намерения остаться в Москве?
— До института имени Гнесиных я окончила наш колледж с отличием. Но разве это важно, какое у меня образование и каковы были намерения? Кому это интересно?
— Мне интересно, поскольку человек, получая образование, делает выбор жизненного пути.
— Я свой выбор сделала еще в раннем детстве, когда с бабушкой и с мамой пела. Представьте, моя бабушка Анна Михайловна Бурнашова — простая крестьянка, ее никто пению не учил, но она правильно брала дыхание — и брюшное, и диафрагмальное, и с резонаторами у нее все было в порядке. Главное ведь не только наличие голоса и слуха, а умение интонировать, для этого нужны вкус, внутреннее чутье, чтобы передать всю полноту содержания, подтексты песни.
Институт имени Гнесиных дал очень качественное образование, я ему благодарна, считаю «Гнесинку» высотой, лучшим вузом среди других музыкальных учебных заведений. А дальше, после получения диплома, на меня как на специалиста в значительной степени повлиял опыт фольклорных экспедиций, понимание того, как надо общаться с людьми, как делать нотные записи и оформлять паспорт документа. Паспорт — это имя, отчество и фамилия человека с точным указанием места его проживания.
Экспедиции — отдельная, очень дорогая и важная часть моей жизни. Раньше каждый год с наступлением лета я испытывала нетерпение — скорей бы, скорей в дорогу!.. Я собрала огромную фонотеку, еще даже половину записей не расшифровала и не задокументировала, чувствую себя обладателем несметных сокровищ, и это обладание накладывает на меня большую ответственность. Мало собрать, важно освоить, сохранить и передать.
Недавно брала у меня интервью одна корреспондентка, для которой народное искусство — темный лес, она его не знает и знать не хочет, но написала кощунственную вещь: «В экспедиции не езжу, уже не к кому, все умерли». Я бы никогда так не выразилась. Действительно, в экспедиции с 2003 года не езжу. Людям, которые являются носителями, знатоками фольклора, сегодня должно быть 120–130 лет. А когда я бывала в первых экспедициях, 80-летние бабушки, дремавшие на печке, необычайно оживлялись, ладно, ловко плясали и пели. Фольклор позволяет сохранять здравый ум и память, народное искусство — самое демократичное, оно при восприятии не требует специальной подготовки, как, например, музыка Баха, Генделя, та же опера «Тангейзер» Вагнера, премьера которой на днях состоялась в нашем оперном театре.
В танцах есть особые приемы, позволяющие сложные движения производить легко. Было бы нас трое, я бы вам показала костоломку, «заплетается плетение», — это танцы, избавляющие от хондрозов, артритов и прочих напастей. Почему они легкие? Да потому что крестьяне много сил тратили на работу в поле, в огороде. У них был очень тяжелый, трудоемкий быт, а песни и танцы давали разрядку, содержали вековую мудрость. Не устаю, не перестаю ими восхищаться и вдохновляться! — В обывательском сознании все спутано. Многие считают, что «Золотое кольцо», Надежда Кадышева и Надежда Бабкина, хороводы ансамбля «Березка» — это и есть фольклор, настоящая русская музыка. А ведь «Золотое кольцо» — это голимая попса, мне она претит. Но я понимаю, что если идти этим путем, в сто раз проще добиться популярности, нежели проделывая ту тщательную кропотливую изыскательскую работу, которую взяли на себя вы, ваше «Рождество». Мне-то милее и предпочтительнее аутентика, а моей дочери больше нравится, например, песня «Ехали казаки» в рок-версии группы «Вопли Видоплясова». Тот случай, когда о вкусах не спорят.
— Знаете, порой те же сомнения заводились и в моей голове, но я резко их пресекала. Эстрада, безусловно, ярче за счет наносного, фальшивых эффектов. Но фольклор глубже, он неисчерпаем по содержательности. После экспедиций я всегда высылала в села, где мы были, фотографии и получала очень добрые, сердечные ответы в письмах. «Спасибо, доченька! Приезжайте еще, вот как картошку выкопаем, вам наварю, баньку истоплю. Посидим, попоем». На самом деле бабушкам-дедушкам не столько нужны были те фотографии, сколько нужно было свидетельство того, что их помнят, что тот материал, который они нам передали, не пропадет. Преемственность, передача, распространение знаний — важнейший элемент работы по исследованию фольклора. Я и сотни писем храню, причисляю к источникам знания, к образцам народной культуры, выраженной в слове.
Назову вам пять критериев, которые отличают народную музыку, народное исполнительство от осовремененных аранжировок, эстрадных обработок русской песни, которые относятся к авторской музыке. Первое — репертуар, включающий только аутентичный фольклор. Второе — народная манера пения, звуковоспроизведение с учетом региональных особенностей. В Сибири мне встретилось немало переселенцев из Курской губернии, где совершенно особая манера, где другие инструменты — кроме гуслей, балалаек, используются скрипки, и наш коллектив обзавелся скрипкой. Далее, третье — это хореография. Кстати, в ансамбле Игоря Моисеева нередко в постановках использовалась подлинная народная хореография, ансамбль «Березка» тоже ее исполняет, но гораздо реже, меньше. Четвертое — костюм. Вот откуда на сцене появилось это дикое аляповатое сарафанье, нелепые огромные кокошники, пышные рукава-фонарики? Бред! Люди на Руси носили удобную просторную, не сковывающую движений, льняную и ситцевую одежду — рубахи. Женщины свои длинные рубахи подпоясывали фартуками, мужчины — кушаками. Женщины, девушки носили чепцы, полностью закрывающие волосы.
Я всегда в экспедициях собирала, покупала при возможности рушники, кушаки, головные уборы и прочие элементы подлинной одежды. Раньше, как заведется лишняя десятка, покупала ткань, училась кроить и шить по образцам. Советовалась с мамой — она по образованию технолог, всю жизнь работала в типографии, человек очень грамотный, с идеальным чувством стиля, слова. Всегда много читала и прекрасно шила. Вот смотрите, — распахивает шкаф, показывает мне ветхие образцы и новые, восстановленные по ним изделия — костюмы и реквизит. — У нашего коллектива свой музей. Заметьте, в народных костюмах исключены лучезарные цвета — розовый, ядовито-сиреневый, фиолетовый.
Красители были естественные, луговые травы, пыльца растений, потому никакой преувеличенной яркости.
Мне советовали: Оля, сцена требует особой яркости, что эти ручные вышивки, их из зала не видно, они будут выглядеть блекло. А я настаивала — нет, обойдемся без блесток, без стразов. Разве вышивки и рукотворные кружева — это не красиво?
— Очень красиво, я в восторге. Вы забыли назвать пятый элемент критериев, отличающих народную музыку от авторской.
— Я назвала, это подлинный реквизит и подлинные музыкальные инструменты — жалейки, гармони, гусли и другие струнные, духовые инструменты. Спектр народной музыки велик, включает огромное жанровое многообразие и исключает фальшь, как исполнительскую, так и духовную.
Вам известно, что самой осуждаемой в народе вещью была суета? Умение жить размеренно, равномерно распределять труд и отдых, сохранять достоинство, плюс вкус, мера и такт — это стержневые характеристики народной культуры. И это кредо ансамбля «Рождество».
— Но, позвольте, как сегодня можно распределиться, жить без суеты и обойтись без потерь? У нас бешеный ритм жизни, каждый день приносит столько задач, неотменимых, непреложных, требующих оперативного решения, что чуть затормозил и все — опоздал, не догонишь. Это все равно что на поезд опоздать. Мне, кстати, доводилось опаздывать и на поезд, и на самолет, локти потом кусать. Да и вы набрали себе столько нагрузок — ежедневное преподавание в музыкальном колледже, ведение авторских семинаров и мастер-классов для учителей музыкальных школ города и области, репетиции, создание новых программ «Рождества». Вы сами-то хоть когда-нибудь, как-нибудь успеваете отдыхать?
— Да, конечно, успеваю. Я стараюсь отдыхать и распределять силы равномерно, чтобы хватало на все. Для меня лучший отдых — это общение с внуками, их у меня двое: Лизочке 10 лет, Матвею — 4 года.
— Догадываюсь, что ваши внуки так же музыкально одарены, как их родители. Ведь ваш сын Александр и невестка Анна много лет работают в коллективе «Рождество».
— Внуки радуют музыкальностью. Лиза уже прилично играет на фортепиано, а у маленького Матвея — отменное чувство ритма, он обожает барабанить по всем поверхностям.
— Ольга Александровна, и я, и вы убеждены, что фольклор содержит мудрость. А вам заложенная в песнях, обрядах, пословицах мудрость пригождалась в жизненных ситуациях, которые априори редко бывают легкими?
— Пригождалась. Тихо, молча радуюсь, что мой сын воплотил все мои представления о том, каким должен быть настоящий мужчина, — он умеет заботиться о близких, радовать, оберегать, служить опорой и защитой.
Главные мудрости внушила мне бабушка, она прожила до 95 лет, последние 10 лет жила со мной, и мне теперь ее очень не хватает. Бабушка, например, в детстве, когда я принималась за уборку с неохотой, говорила: «Олюшка, ты, главное, дальние углы помой, а серединка сама вымоется» Я удивлялась: как она может сама вымыться? А потом поняла — к любому делу надо приступать с дальних, труднодоступных «углов», когда самое сложное преодолеешь, навести глянец на «серединке» ничего не стоит, не требует усилий. Входишь в раж, и азарт помогает.
Еще, знаете, бабушка до последних дней была очень деятельной. Маленькая, сухонькая, она предпочитала белую, светлую одежду и совершенно не умела сидеть без дела, у нее все в руках горело — тесто ставила, пирожки пекла, шила, вязала, создавала уют и психологический комфорт в доме. Такой, я считаю, должна быть настоящая женщина.
Я не столько женщина, сколько артистка, и всегда, выходя на сцену, прежде чем петь, вспоминаю тех прекрасных людей, которые мне эту песню передали, мысленно благодарю их, низко кланяюсь.
— В вашем ансамбле «Рождество» все молоды, и это правильно — песни и пляски требуют молодого задора, первой свежести чувств.
— Да, в нашем ансамбле все молоды, одна я — бабушка, и ансамбль всегда будет молодым, молодежным. Я сама в обозримом будущем стареть не собираюсь.
— Дай Бог! Желаю Вам исполнения желаний.